The Art Newspaper Russia
Поиск

Назвать выставку? Нет ничего проще: имя художника

Хотя у организаторов припасены и другие хитрые слова, которые цепляют публику

Когда написано «Иван Константинович Айвазовский», можно не волноваться: будет штормить от публики. Так в Русском музее и сделали. Ну и напомнили, что автору 200 лет. А могли бы еще короче: «Айвазовский», этого достаточно. То же касается Зинаиды Серебряковой в Третьяковке или Сальвадора Дали в питерском Музее Фаберже. Имя — бренд. Больше ничего не надо. Тот же Дали всю жизнь положил на брендирование своего имени. Зрители идут на это имя, как загипнотизированные зайчики. (А если открыть выставку «Айвазовский — Дали», любой музей сделает сборы на пять лет вперед. Шутка.)

Но вот Бахрушинский показал отличную выставку «Мистерия-буфф Аристарха Лентулова» — и без особого триумфа, хотя, казалось бы, Лентулов! Да, понятно, рекламные возможности у них скромны, но есть у меня нехорошее подозрение: дело могла чуть испортить эта дурацкая «мистерия-буфф». Какое-то ненужное слово, подозрительное слово. Мистерия, понимаешь, буфф… Почему не назвать просто — «Лентулов»? Звучно, ярко, маняще.

Но рассмотрим иные случаи. Когда сборная выставка. Вот тут надо крепко задуматься. Высший балл — Третьяковке, которая сделала «Оттепель». Название идеальное по всем параметрам. Сразу ясна эпоха, не надо никаких пояснений. Но главное — кураторы мастерски прокатились на сериале Тодоровского. Ясно, что он стал главным стимулом для экспозиции, но ведь могли бы начать изощряться: «Художники оттепели», «Оттепель и искусство», ну и так далее, чтобы добавить арт-аспект. Не стали изощряться. Молодцы. Продвинутые зануды выставку критиковали: поверхностная, несерьезная… Может, и правы, но название — блеск, публика шла именно на название. Высокое искусство маркетинга.

Впрочем, та же Третьяковка дала пример не самого лучшего нейминга. Это «Некто 1917». То, что это цитата из полузабытого Хлебникова, мало кому интересно. Не из Шнурова же (чья выставка, кстати, тоже была, но в ММОМА). Слово «некто» — это ни о чем. Пустое слово, отталкивающее слово. Психология восприятия очевидна: зачем мне идти туда, где нечто и некто? Провальное название.

Но открою простенький секрет. Есть такие хитрые слова, которые работают маркетинговыми рыболовными крючками для неискушенной публики. Например, слова «роскошь», «шедевры» и «сокровища». Кому же не хочется взглянуть на сокровища с шедеврами? Особенно если проездом в Москве из Нефтеюганска или Южно-Сахалинска. И пожалуйста, в Московском Кремле выставка «Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI–XVIII веков». Очень многословно, да, но есть главное и заветное — «сокровища». Надо бежать и смотреть.

А теперь о самом худшем названии прошлого года. Если «Оттепель» — это десять баллов, то ноль баллов — «Модернизм без манифеста». Да, две выставки из собрания Романа Бабичева в Московском музее современного искусства. Обе чудесные, взрывные, одни из лучших за последние годы. Сокровища, а не выставки. Но название! Во-первых, оно не объясняет ровным счетом ничего. Публика неквалифицированная пройдет мимо, поморщившись. Во-вторых, два «мудреных» слова в коротком названии — это атас. Назвали бы еще «Дискурс без нарратива». За такие названия кураторов надо отстранять на год от выставок и ссылать подальше — во Флоренцию, например. 

Просмотры: 3609
Популярные материалы
1
Георгий Пинхасов: «Стрит-фотограф должен снимать то, что ему посылает случай, и не думать о стиле»
Фотограф легендарного агентства Magnum Георгий Пинхасов, один из участников проекта Magnum Live Lab/19 в Москве, раскрыл нам секрет стрит-фотографии, а также рассказал о том, как работается в заданных рамках и без них
16 июля 2019
2
В Музее Востока показывают выставку «Кирилл Зданевич. Тифлис — Москва»
В экспозиции представлены около 80 работ художника разных периодов его творчества: графика, живопись 1910–20-х годов и 1960-х, времени его своеобразного ренессанса.
16 июля 2019
3
Собрания музеев пополнят 53 тыс. произведений из коллекции Союза художников СССР
В программу включено 68 музеев, преимущественно региональных.
19 июля 2019
4
Объявлена тема Венецианской архитектурной биеннале 2020 года
Архитекторам, приглашенным для участия в биеннале , предлагается привлекать к своим проектам представителей других профессий и простых людей
16 июля 2019
5
Музеи Московского Кремля показывают царские регалии, древние иконы и шпалеры после реставрации
Экспозиция «Хранители времени» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы и великолепные работы отечественных и европейских ювелиров.
15 июля 2019
6
Бельгийский парк Бокрейк: Брейгель, хижины и реконструированное пиво
Музей под открытым небом, расположенный в бывшем аббатстве, — прекрасное летнее развлечение как для серьезных любителей старых мастеров, так и для родителей с детьми.
15 июля 2019
7
Экспертная комиссия Парижской биеннале лишилась руководства всего за два месяца до открытия ярмарки
Причиной стал допуск к участию в ярмарке двух экспонентов с подмоченной репутацией.
16 июля 2019
8
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
9
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
10
Июль без отдыха
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о стрит-арте в арке образовательного центра, проекте к 65-летию Сергея Курехина и гастролях в рамках фестиваля «Территория».
16 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru