The Art Newspaper Russia
Поиск

Тотальная инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых на Monumenta

Выставка Monumenta, с 2007 года представляющая произведения крупнейших мировых художников в нефе Гран-пале в Париже, в 2014 году принимает тотальную инсталляцию «Странный город» самых известных концептуалистов — Ильи и Эмилии Кабаковых. Организаторами выступило Объединение национальных музеев «Гран-пале в содружестве с московским Мультимедиа Арт Музеем (МАММ). Куратора у «Странного города» два: почетный директор Национального музея современного искусства с французской стороны и директор МАММ, в котором не так давно прошла выставка Кабаковых и Эль Лисицкого «Утопия или реальность?», Ольга Свиблова.

Monumenta откроется 12 мая и обещает поразить парижскую публику в первую очередь масштабом. В центральном нефе площадью 13,5 тыс. м2 и высотой 35 м возведут восемь сооружений: уникальный стеклянный купол, предваряющий экспозицию, «Пустой музей», «Манас», «Центр космической энергии», «Как встретить ангела?», «Врата», которые будут обнесены двойным кольцом «стен», и две капеллы на выходе — Темную и Белую.

Чтобы профинансировать, пожалуй, самый масштабный проект Кабаковых, потребовалось около €4,5 млн, которые были обеспечены министерствами культуры России и Франции, Департаментом культуры Москвы и рядом частных спонсоров, предоставившим €2,5 млн.

Как рассказала куратор выставки Ольга Свиблова, идея инсталляции «Странный город» вытекает из логики развития творчества сначала Ильи, а в последние почти 20 лет — Ильи и Эмилии Кабаковых; все сооружения в какой-то мере отсылают к определенным этапам их художественного развития. Так, свето-музыкальный купол в виде глаза, предшественник открывающего выставку в Гран-пале, создавался для декораций оперы «Святой Франциск Ассизский» в 2003 году. Свет от купола играет на вратах в «Странный город», окруженный двумя рядами стен, которые тоже служат экспозиционным пространством: на них разместились другие произведения четы Кабаковых.

Пройдя врата, зритель попадет в центр экспозиции «Пустой музей» с темно-бордовыми стенами и позолотой, где нет произведений искусства — лишь мебель для сидения, по стенам мерцают 12 овальных световых пятен и играет музыка Баха. Это пространство задумано как своеобразное отражение мифа об искусстве, здесь будет рассмотрена проблема восприятия и понимания искусства.

Слева от «Пустого музея» расположится «Манас», по словам Свибловой, оммаж мифу о волшебном городе в Тибете, где есть восемь гор, на вершинах которых находятся предметы, позволяющие увидеть границу между миром горним и дольним, а кратеры между горами являются входом в подземный мир. Над Манасом, по легенде, иногда возникает мираж перевернутого города. Другой павильон с 12 входами и выходами — «Врата» — отсылает к европейскому и христианскому миру. За «Манасом» следует «Центр космической энергии», а справа от него — «Как встретить ангела?», где собраны изображенные Кабаковыми разные типы встреч и способы попросить у ангела о помощи.

На выходе ждут две часовни. Белая, открытая свету, — отсылка к часовням Ротко и Джотто, в ней будут фрагменты белых картин, почти скрытых за 72 занавесками. Темная часовня сверху донизу будет закрыта для света огромными картинами Кабакова и станет его диалогом с Ренессансом и барокко. После этого зрителям будет предложено вернуться к началу выставки, где вокруг купола будет проходить культурная программа выставки Monumenta: лекции, концерты и кинопоказы.

Просмотры: 1319
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
8
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
9
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
10
Даниель и Флоранс Герлен: «Коллекция становится коллекцией только тогда, когда представляет не личный интерес, а общественный»
Супруги, меценаты и коллекционеры графики, рассказали TANR о том, почему подарили существенную часть своего собрания Центру Помпиду, учредили премию в области рисунка и заинтересовались российским искусством.
24 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru