The Art Newspaper Russia
Поиск

Тотальная инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых на Monumenta

Выставка Monumenta, с 2007 года представляющая произведения крупнейших мировых художников в нефе Гран-пале в Париже, в 2014 году принимает тотальную инсталляцию «Странный город» самых известных концептуалистов — Ильи и Эмилии Кабаковых. Организаторами выступило Объединение национальных музеев «Гран-пале в содружестве с московским Мультимедиа Арт Музеем (МАММ). Куратора у «Странного города» два: почетный директор Национального музея современного искусства с французской стороны и директор МАММ, в котором не так давно прошла выставка Кабаковых и Эль Лисицкого «Утопия или реальность?», Ольга Свиблова.

Monumenta откроется 12 мая и обещает поразить парижскую публику в первую очередь масштабом. В центральном нефе площадью 13,5 тыс. м2 и высотой 35 м возведут восемь сооружений: уникальный стеклянный купол, предваряющий экспозицию, «Пустой музей», «Манас», «Центр космической энергии», «Как встретить ангела?», «Врата», которые будут обнесены двойным кольцом «стен», и две капеллы на выходе — Темную и Белую.

Чтобы профинансировать, пожалуй, самый масштабный проект Кабаковых, потребовалось около €4,5 млн, которые были обеспечены министерствами культуры России и Франции, Департаментом культуры Москвы и рядом частных спонсоров, предоставившим €2,5 млн.

Как рассказала куратор выставки Ольга Свиблова, идея инсталляции «Странный город» вытекает из логики развития творчества сначала Ильи, а в последние почти 20 лет — Ильи и Эмилии Кабаковых; все сооружения в какой-то мере отсылают к определенным этапам их художественного развития. Так, свето-музыкальный купол в виде глаза, предшественник открывающего выставку в Гран-пале, создавался для декораций оперы «Святой Франциск Ассизский» в 2003 году. Свет от купола играет на вратах в «Странный город», окруженный двумя рядами стен, которые тоже служат экспозиционным пространством: на них разместились другие произведения четы Кабаковых.

Пройдя врата, зритель попадет в центр экспозиции «Пустой музей» с темно-бордовыми стенами и позолотой, где нет произведений искусства — лишь мебель для сидения, по стенам мерцают 12 овальных световых пятен и играет музыка Баха. Это пространство задумано как своеобразное отражение мифа об искусстве, здесь будет рассмотрена проблема восприятия и понимания искусства.

Слева от «Пустого музея» расположится «Манас», по словам Свибловой, оммаж мифу о волшебном городе в Тибете, где есть восемь гор, на вершинах которых находятся предметы, позволяющие увидеть границу между миром горним и дольним, а кратеры между горами являются входом в подземный мир. Над Манасом, по легенде, иногда возникает мираж перевернутого города. Другой павильон с 12 входами и выходами — «Врата» — отсылает к европейскому и христианскому миру. За «Манасом» следует «Центр космической энергии», а справа от него — «Как встретить ангела?», где собраны изображенные Кабаковыми разные типы встреч и способы попросить у ангела о помощи.

На выходе ждут две часовни. Белая, открытая свету, — отсылка к часовням Ротко и Джотто, в ней будут фрагменты белых картин, почти скрытых за 72 занавесками. Темная часовня сверху донизу будет закрыта для света огромными картинами Кабакова и станет его диалогом с Ренессансом и барокко. После этого зрителям будет предложено вернуться к началу выставки, где вокруг купола будет проходить культурная программа выставки Monumenta: лекции, концерты и кинопоказы.

Просмотры: 1562
Популярные материалы
1
Энгелина Смирнова: «Икона — не только молельный образ»
Древнерусское искусство в последнее время становится темой публичного обсуждения только в катастрофических или сенсационных случаях. Энгелина Смирнова, уважаемый ученый и университетский преподаватель, дает этой ситуации компетентный комментарий.
09 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
4
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
5
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
6
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
7
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
8
В испанском монастыре порвалось упавшее со стены «Распятие» Тициана
Полотно XVI века сразу же отправили на реставрацию, содействие которой окажут специалисты Музея Прадо.
09 октября 2018
9
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
10
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru