The Art Newspaper Russia
Поиск

Тотальная инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых на Monumenta

Выставка Monumenta, с 2007 года представляющая произведения крупнейших мировых художников в нефе Гран-пале в Париже, в 2014 году принимает тотальную инсталляцию «Странный город» самых известных концептуалистов — Ильи и Эмилии Кабаковых. Организаторами выступило Объединение национальных музеев «Гран-пале в содружестве с московским Мультимедиа Арт Музеем (МАММ). Куратора у «Странного города» два: почетный директор Национального музея современного искусства с французской стороны и директор МАММ, в котором не так давно прошла выставка Кабаковых и Эль Лисицкого «Утопия или реальность?», Ольга Свиблова.

Monumenta откроется 12 мая и обещает поразить парижскую публику в первую очередь масштабом. В центральном нефе площадью 13,5 тыс. м2 и высотой 35 м возведут восемь сооружений: уникальный стеклянный купол, предваряющий экспозицию, «Пустой музей», «Манас», «Центр космической энергии», «Как встретить ангела?», «Врата», которые будут обнесены двойным кольцом «стен», и две капеллы на выходе — Темную и Белую.

Чтобы профинансировать, пожалуй, самый масштабный проект Кабаковых, потребовалось около €4,5 млн, которые были обеспечены министерствами культуры России и Франции, Департаментом культуры Москвы и рядом частных спонсоров, предоставившим €2,5 млн.

Как рассказала куратор выставки Ольга Свиблова, идея инсталляции «Странный город» вытекает из логики развития творчества сначала Ильи, а в последние почти 20 лет — Ильи и Эмилии Кабаковых; все сооружения в какой-то мере отсылают к определенным этапам их художественного развития. Так, свето-музыкальный купол в виде глаза, предшественник открывающего выставку в Гран-пале, создавался для декораций оперы «Святой Франциск Ассизский» в 2003 году. Свет от купола играет на вратах в «Странный город», окруженный двумя рядами стен, которые тоже служат экспозиционным пространством: на них разместились другие произведения четы Кабаковых.

Пройдя врата, зритель попадет в центр экспозиции «Пустой музей» с темно-бордовыми стенами и позолотой, где нет произведений искусства — лишь мебель для сидения, по стенам мерцают 12 овальных световых пятен и играет музыка Баха. Это пространство задумано как своеобразное отражение мифа об искусстве, здесь будет рассмотрена проблема восприятия и понимания искусства.

Слева от «Пустого музея» расположится «Манас», по словам Свибловой, оммаж мифу о волшебном городе в Тибете, где есть восемь гор, на вершинах которых находятся предметы, позволяющие увидеть границу между миром горним и дольним, а кратеры между горами являются входом в подземный мир. Над Манасом, по легенде, иногда возникает мираж перевернутого города. Другой павильон с 12 входами и выходами — «Врата» — отсылает к европейскому и христианскому миру. За «Манасом» следует «Центр космической энергии», а справа от него — «Как встретить ангела?», где собраны изображенные Кабаковыми разные типы встреч и способы попросить у ангела о помощи.

На выходе ждут две часовни. Белая, открытая свету, — отсылка к часовням Ротко и Джотто, в ней будут фрагменты белых картин, почти скрытых за 72 занавесками. Темная часовня сверху донизу будет закрыта для света огромными картинами Кабакова и станет его диалогом с Ренессансом и барокко. После этого зрителям будет предложено вернуться к началу выставки, где вокруг купола будет проходить культурная программа выставки Monumenta: лекции, концерты и кинопоказы.

Просмотры: 1429
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Ричард Армстронг: «Управляю всеми, как марионетками»
Директор Музея и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма полагает, что не надо потакать тяге публики к разного рода околомузейным развлечениям
12 июля 2018
3
Монарший жемчуг из Музеев Катара в Историческом музее
Экспозицию выставки «Жемчуг: сокровища морей и рек» с изделиями ювелирного и прикладного искусства дополняют разделы о происхождении жемчуга и истории его мирового промысла.
10 июля 2018
4
Могут ли музеи показывать работы художников, которые подозреваются в сексуальном насилии?
Движение против харассмента набирает обороты, и американские музеи все чаще терзаются вопросами морально-этического характера
11 июля 2018
5
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
6
Новые станции московского метро: типовое против художественного
Московское метро стремительно растет, новые станции и ветки открываются одна за другой. Их архитектура и стилистика пытаются продолжить традицию метро как общественного пространства с художественным содержанием
12 июля 2018
7
Где Рубенс, там и барокко
Антверпен начал отмечать год великого фламандца и его эпохи. С июня и до конца января здесь проходят десятки мероприятий, посвященных художнику и его влиянию на искусство трех последующих столетий
10 июля 2018
8
Выставки июля и августа в галереях Москвы
Российские дизайнеры в МАРСе, Роман Сакин в XL, Женя Мачнева во Vladey, Вик Мюнис в Галерее Гари Татинцяна и многие другие.
10 июля 2018
9
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
10
Реставрация Лионского зала вышла на новый этап
В Лионском зале Екатерининского дворца ГМЗ «Царское Село» отделка будет воссоздана по сохранившимся во Франции образцам. Работы намечены на сентябрь 2018 — май 2019 года.
10 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru