18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Юбилейная «кругосветка» Якопо Тинторетто продолжается

№62
Материал из газеты

Эстафету выставок к 500-летию художника у Кельна принял Париж

Юбилейный марафон к 500-летию со дня рождения одного из титанов Возрождения, Якопо Тинторетто (1518–1594), стартовав выставкой «Рождение гения» в Музее Вальрафа — Рихарца в Кельне, теперь переехал в Люксембургский музей в Париже. Она, как можно догадаться по названию, сфокусирована на раннем периоде творчества художника: с 1539 года, когда он обзавелся собственной мастерской, и до середины 1550-х, когда к нему пришло признание и посыпались заказы. 
Тинторетто с его «небрежной», скорой манерой письма (за что его не раз критиковали), резкими светотеневыми контрастами, динамикой и головокружительными ракурсами, не вписывался в венецианскую живопись XVI века.

О годах его ученичества почти нет сведений, возможно, что какое-то время он работал у Тициана. Венецию Тинторетто покидал лишь раз, посетив в 1545–1546 годах Мантую и Рим, где на него большое впечатление произвел Микеланджело. Ранние произведения Тинторетто из разных коллекций на выставке показаны хронологически, что позволяет зрителю проследить, как формировался его стиль. От самой ранней из известных картин художника, «Поклонение волхвов» (Прадо, Мадрид), написанной, когда ему было 20 лет, «Грехопадения Адама и Евы» и «Убийства Авеля» (обе из Галерей Академии художеств в Венеции), где видно влияние колорита Тициана и рисунка Микеланджело. 

Далее идут уже полные драматизма и динамики монументальные композиции «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный суд» из церкви Санта-Мария дель Орто в Венеции. Они датируются серединой 1550-х и свидетельствуют об уже сложившемся стиле мастера. 

Юбилейный год Тинторетто будет отмечен и другими выставками, главная из которых — «Тинторетто. Венецианский художник XVI века», ожидается в сентябре в Венеции на двух площадках — в Галереях Академии художеств и в палаццо Дукале. В Академии сосредоточатся на раннем творчестве Тинторетто, в палаццо Дукале — на зрелых и поздних его работах. Затем выставка отправится в Национальную галерею в Вашингтон.  

Люксембургский музей
Рождение гения
До 1 июля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+