The Art Newspaper Russia
Поиск

Порисуем?

© Собрание автора

© Собрание автора

Выставка Актуальный рисунок структурирована по нескольким типам рисунка, где основные предложены
кураторами, а выявлением «ближайших родственников» зрителю предстоит заняться самому. Первый тип — традиционное рисование в контексте актуального искусства (увеличение масштаба, использование в инсталляциях), сюда же относятся комиксы. Второй — рисунок художниковконцептуалистов. Третий — постконцептуальный, как реакция на медийную реальность. Четвертый — репортажный, к нему при понятных оговорках относятся и граффити. Пятый — «другой » рисунок, то есть исполненный без его традиционных носителей и технологий (бумаги, пера и т. д.).

Первый раздел, как и следовало ожидать, самый многочисленный по составу авторов и по произведениям. Художники признают традиции рисунка, в то же время полемизируя с ними, как это видно в римских штудиях Валерия Кошлякова или в неоакадемических эскизах Георгия Гурьянова. Концептуальный рисунок — это, конечно, Дмитрий Александрович Пригов (Квадрат Малевича), Павел Пепперштейн (Россия и гастарбайтер), Сергей Мироненко (Концептуальное искусство), серии Никиты Алексеева и Юрия Альберта. В постконцептуальный же рисунок почему-то попала инсталляция Рисунки старых мастеров Елены Елагиной и Игоря Макаревича из риса, картона и свинца. На персональной выставке художников в том же Русском музее в 1994 году эту работу к рисункам не причисляли.

Еще смелее кураторы поступили с «другим рисунком». В этот разряд вошли веревочные объекты Витаса Стасюнаса, «проволоки» Ани Желудь, железные «письмена» Дмитрия Гутова, шитье Татьяны Ахметгалиевой и Марии Арендт. С тем же успехом эти работы можнобыло бы отнести к скульптуре. После такой умозрительной операции раскрашенные от руки фотографии Владислава Мамышева-Монро из серии Несчастная любовь вкупе с кинетической скульптурой Левитация Александра Шишкина-Хокусая можно тоже считать рисунками. Понятнее с социальным рисунком: зарисовками Виктории Ломаско с судебных заседаний по делу Самодурова-Ерофеева, рисункамирепортажами с митингов Владимира Сальникова. С классификцией получилось не очень убедительно, что, скорее, не вина авторов проекта, а следствие все большей размытости границ между видами, жанрами и техниками сегодняшних художественных практик.
Государственный Русский музей
Актуальный рисунок

Санкт-П етербург
До 12 мая

Просмотры: 2127
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Строительство Большого Египетского музея завершается
Фараон Хеопс потратил 20 лет на строительство своей Великой пирамиды. С 2002 года, когда был объявлен архитектурный конкурс на новый музей, и до его открытия в следующем году пройдет как раз около двух десятилетий.
16 сентября 2020
5
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
6
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
7
Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина
Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии.
17 сентября 2020
8
Чтобы парадное не выглядело подъездом
Житель Петербурга за свой счет восстановил в доме исторические двери с витражами.
16 сентября 2020
9
Саша Фролова: «Художник должен быть объектом искусства в любой момент времени»
МMOMA совместно с Фондом Ruarts проводит выставку Fontes Amoris художника Саши Фроловой. Она рассказала нам о символах перерождения, трансформации женского образа и сверхвозможностях.
16 сентября 2020
10
Третьяковская галерея открывает залы, затопленные ливнем
Первой в Новой Третьяковке возобновила работу выставка «Ненавсегда». Постоянная экспозиция пока что остается закрытой.
16 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru