The Art Newspaper Russia
Поиск

Миф о «левом» искусстве

Очередной сборник, подготовленный автором публикаций об эпохе 1970-х и 1980-х, обращается ко времени зарождения нонконформизма в СССР, но лишь способствует его дальнейшей мифологизации

За последние годы художник Георгий Кизевальтер почти переквалифицировался в архивариуса неофициального искусства. Не только в качестве фотографа (о публикации его фотоархива TANR писала в № 47 за 2016 год), но и составителя книг «Эти странные семидесятые» и «Переломные восьмидесятые» — сборников интервью с художниками, литераторами и музыкантами о соответствующих периодах культурной жизни СССР. В этом году к ним добавилось «Время надежд, время иллюзий» об оттепельных 1950–1960-х, ставших периодом зарождения в стране нонконформистского искусства.

Новая публикация выглядит более амбициозной по сравнению с предшественницами. Ее задачей автор видит не просто собрать «устную историю» от очевидцев событий, но и разобраться в ключевых проблемах историографии неофициального искусства, развеяв популярные мифы и клише. Привычный жанр интервью (с Ириной Антоновой, Виктором Голышевым, Оскаром Рабиным и другими) дополняет хроника официальных и неофициальных выставок с 1953 по 1971 год, а также дотошно собранный Кизевальтером дайджест публикаций в отечественной и зарубежной прессе с собственными комментариями. В довершение опубликованы несколько очерков, написанию которых, по свидетельству автора, предшествовала длительная работа в архивах.

Критический посыл книги выглядит вполне понятным и обоснованным. В одной из статей Кизевальтер цитирует дневник Михаила Гробмана, художника-нонконформиста и создателя концепции «второго авангарда». Если не знать, кто его написал, автора можно легко принять за заправского «мосховца» — по перечню событий, поездок и заказов, в которых он был задействован. В «Библиографическом словаре художников народов РСФСР» 1983 года в статье об Илье Кабакове упомянуты его неофициальные произведения, включая альбом «Десять персонажей», в одном списке с госдипломами и наградами. В начале 1970-х не состоявший в Союзе художников Владимир Немухин имел казенную мастерскую. «И это искусство называется неофициальным?» — задается вопросом Кизевальтер, суммируя эти и дальнейшие противоречия «устной истории» и фактов жизни художников в СССР.

К сожалению, результаты проделанной работы скорее разочаровывают, чем воодушевляют. «…В целом, как мне видится, жили-были просто советские художники (курсив автора. — TANR)… стремившиеся выжить в… послесталинскую „весну“… выразить себя, показать свое искусство в малообразованном… обществе… и искали любые способы заявить о себе…» Критическая ревизия советского наследия сегодня стала мейнстримом истории и социологии (вспомнить хотя бы тексты антрополога Алексея Юрчака), но Кизевальтер системного взгляда и концептуализации материала не предлагает, сводя исследовательский посыл к сеансу разоблачений.

Интереснейшие находки и сюжеты вроде истории британского галериста Эрика Эсторика, в 1960-х добившегося права легально закупать работы советских авторов, даже не состоявших в Союзе художников, Кизевальтер использует для обоснования вывода о том, что «с 1963 года… в принадлежности к партии нонконформистов появилась еще и экономическая выгода». Постановка гипотез и проверка фактов подменяется моральной оценкой происходящего, начатые сюжеты остаются незавершенными, а отсутствие ссылок на источники там, где они необходимы, бросается в глаза. «Разумеется, официально их [нонконформистов] поносили в газетах… но в реальности… явно „крышевали“ в верхах». Или еще: «…Вполне очевидно… что Глазунов был избран для реализации тайного заказа части… верхушки КПСС… указующей… какое искусство необходимо России». «Крышевали», «тайного заказа», «явно» и «очевидно». Без единой ссылки и доказательной базы (и это при заявленной работе в архивах!), основываясь на догадках и домыслах. История искусства 1950–1960-х после «Времени надежд», увы, продолжает оставаться мифом, все еще ожидающим вдумчивой исторической ревизии.

Материалы по теме
Просмотры: 1729
Популярные материалы
1
«Архнадзор»: снос исторических домов в Боровске приостановлен
На месте находится делегация Координационного совета градозащитных организаций России.
18 октября 2018
2
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
3
Мельниковский гараж Госплана отреставрируют
Мосгорнаследие обещает привести в порядок здание-фару на Авиамоторной, собственник которого получил миллионные штрафы за незаконные работы.
17 октября 2018
4
Анита Заблудович: «В начале карьеры художник уязвим»
Пойу и Анита Заблудович входят в топ самых богатых людей Великобритании и в мировые списки меценатов. Анита Заблудович рассказала о коллекционировании медиаарта, превращении церкви в храм искусства и выставке своего собрания в Мультимедиа Арт Музее.
19 октября 2018
5
Петербургский роман авангарда с советской властью
Шестьдесят произведений из фондов Музея истории Петербурга и частных коллекций собраны, чтобы рассказать о коротком романе советской власти и русского авангарда.
18 октября 2018
6
Как пройти к искусству через библиотеку?
Новая нью-йоркская схема предлагает бесплатный вход в популярные музеи города для держателей читательских билетов.
17 октября 2018
7
Российский антикварный салон пройдет в ЦДХ в последний раз
С осени 2019 года старейшая антикварная ярмарка будет проходить в Гостином Дворе.
16 октября 2018
8
Дизайн в проблемах и проблемы в дизайне
Андрей Логвин — известный дизайнер-график, креативный директор дизайн-бюро «Борщ» и преподаватель Школы дизайна Высшей школы экономики. Мы попросили его оценить окружающую нас жизнь со своей, профессиональной, точки зрения.
16 октября 2018
9
В октябре в ЦДХ покажут работы сторонников идеи «чистого искусства»
Международный художественный фонд Gallery Cart Art Foundation привезет в Москву произведения художников, которые объединились, чтобы представить альтернативу главным трендам в современном искусстве.
22 октября 2018
10
Фестиваль «Территория» сделал MMOMA «Музеем вымысла»
В Москве проходит XIII Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория», объединяющий театр, музыку, изобразительное искусство, перформанс и проекты, созданные на стыке жанров и не всегда вписывающиеся в какую-то одну художественную дисциплину.
16 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru