The Art Newspaper Russia
Поиск

Лазеры и гель на водной основе обеспечат алтарю из Римини светлое будущее

После реставрации алебастровый ансамбль из музея Либигхаус сможет ездить по миру

В 1960-х при реставрации крест увеличили при помощи надставок. Фото: Liebieghaus Skulpturensammlung

В 1960-х при реставрации крест увеличили при помощи надставок. Фото: Liebieghaus Skulpturensammlung

Реставраторы франкфуртского музея Либигхаус восстанавливают алтарь из Римини — один из самых больших, изя­щных и хорошо сохранившихся позднесредневековых скульптурных ансамблей, созданных из хрупкого алебастра. Этот алтарь, датируемый приблизительно 1430 годом, считается одним из основных экспонатов Либигхауса. Первоначально он находился в церкви Санта-Мария делле Грацие в итальянском городе Римини, от которого и получил свое название. Созданная в манере интернациональной готики художником, известным как Мастер алтаря из Римини, эта композиция представляет собой фигуру распятого Христа в окружении апостолов. 

По словам главного реставратора Либигхауса Харальда Тайсса, сейчас алтарь слишком хрупок, чтобы путешествовать в другие музеи. «Со временем необходимость реставрации неуклонно росла; мы достигли точки, в которой надо было срочно что-то предпринимать, — говорит он. — Это одно из наших самых востребованных произведений в смысле запросов на предоставление во временное пользование, но нам всегда приходилось отказывать из-за того, что алтарь чересчур хрупок. После реставрации мы начнем рассматривать возможность выдавать его другим институциям».

Ожидается, что реставрация, ставшая возможной благодаря гранту от Ernst von Siemens Kunststiftung, продлится три года. Музей планирует работать сов­местно с парижским Лувром. Специалисты используют новую лазерную технологию, позволяющую провести точный анализ материала — это своего рода составление генетической карты, которая поможет выяснить происхождение алебастра и то, как именно он сформировался. Также Либигхаус сотрудничает с мадридским Музеем Прадо, имеющим опыт очистки неводостойкого алебастра с помощью геля на вод­ной основе, содержащего агар-агар (вещество, получаемое из водорослей). Испания — один из ведущих экспертных центров по работе с алебастром, поэтому в проекте участвует испанский реставратор Мигель Гонсалес де Кеведо Ибаньес.

«Алебастр выглядит как белый мрамор, но его химический состав совершенно иной, он больше похож на гипс, — объясняет Тайсс. — Скульптуры из этого материала можно экспонировать только в закрытых помещениях, мрамор же гораздо тверже. Это означает, что многие методы очистки, широко применяемые к различного вида камню, для алебастра недопустимы».

В ходе предыдущей реставрации, проведенной в 1960-е годы, в форму скульптуры внесли изменения: крест увеличили при помощи надставок, что сделало его менее устойчивым. Тайсс говорит, что теперь надставки удалят и это поможет укрепить алтарь. «Сейчас он выглядит как желтоватый потрескавшийся гипс, но после очистки его изысканная белизна предстанет во всем своем изяществе».

Реставрация будет проводиться в мастерской непосредственно в музее, так что посетители смогут наблюдать за всеми стадиями происходящих работ, кроме тех моментов, когда будут использоваться ла­зеры.

Просмотры: 1261
Популярные материалы
1
«Голубые фишки», новые старые авторы и тортик нужного размера: аукционы искусства ХХ века в Нью-Йорке
Посещение в Нью-Йорке предаукционных показов импрессионистов и мастеров современного искусства — событие из разряда «и хочется, и колется, а цензор внутри сидит да понукает». Рассказывает Ильдар Галеев.
08 ноября 2019
2
Christie’s в Москве: Фешин, Рерих, Айвазовский
Аукционный дом Christie’s показывает в Москве топ-лоты аукциона русского искусства, который пройдет в Лондоне 25 ноября.
08 ноября 2019
3
Картины из ИРРИ нашлись в Подмосковье
Работы Георгия Нисского, Исаака Бродского, Александра Дейнеки и других авторов, вывезенные из основанного Алексеем Ананьевым Института русского реалистического искусства вопреки судебному запрету, обнаружены на складе в Домодедове.
08 ноября 2019
4
MacDougall’s привез в Москву топ-лоты лондонских аукционов русского искусства
Аукционный дом празднует 15-летие выставкой в усадьбе Зубовых, где представлены произведения Наталии Гончаровой, Александра Самохвалова, Бориса Григорьева и других.
07 ноября 2019
5
Тереза Иароччи Мавика назначена комиссаром павильона России в Венеции в 2020–2021 годах
Предыдущий комиссар Семен Михайловский досрочно покидает свой пост.
11 ноября 2019
6
Питер де Хох выходит из тени своего конкурента
Поскольку работ де Хоха в Делфте не сохранилось, на выставку в Музее Принсенхоф привезли около 30 картин художника из других голландских и международных музеев.
07 ноября 2019
7
Жизнь и приключения рыцаря советского андерграунда в Музее AZ
Музей AZ показывает выставку неизвестного Зверева из шведской коллекции Димитрия Апазидиса.
07 ноября 2019
8
Афродиту Хвощинского отреставрировали
Пушкинский музей завершил реставрацию знаменитой античной скульптуры.
07 ноября 2019
9
Метрополитен-музей объявил тему Met Gala 2020
На выставке «О времени: мода и длительность» выстроят черно-белые параллели между одеждой прошлого и современными костюмами, а перед ее открытием состоится традиционный Met Gala с участием мировых звезд
08 ноября 2019
10
Приобрети, потом отдай — или продай
Сформировать художественную коллекцию с нуля и избавиться от накопившегося в ней «балласта» — в определенном смысле это две стороны одной медали.
08 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru