The Art Newspaper Russia
Поиск

Мастерица виноватых взоров

Стихи Мандельштама, переписанные акварелью, цвет как он есть или, скорее, не есть и международное турне Золотого человека

«Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства». До 13 мая

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) (Москва, ул. Делегатская, д. 3) открылась выставка, посвященная культуре и искусству кочевников из собрания Национального музея Республики Казахстан. На выставке даже представлен символ Республики Казахстан — Золотой человек.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов случилась археологическая сенсация: в окрестностях Алма-Аты, в курганe Иссык, который исследовал выдающийся археолог Кемаль Акишев, были обнаружены останки сакского царя — Золотого человека, ставшего впоследствии символом Казахстана. Бесценную находку окрестили «казахским Тутанхамоном». Золотые украшения из короны древнего правителя степей — крылатые кони-тулпары — сегодня включены в государственный герб Казахстана, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алма-Ате. Спустя почти полвека Национальный музей Республики Казахстан отправляет своего древнего правителя в международное турне — «Шествие Золотого человека по музеям мира». Маршрут включает страны Азии и Европы, первая принимающая страна — Россия, далее Азербайджан, Китай, Южная Корея, Польша.

На выставке в ВМДПНИ можно увидеть реконструкцию Золотого человека в расшитой золотыми бляшками одежде, головном уборе особой конической формы, который украшают золотые пластины в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц, и коллекцию археологических находок эпохи раннего железного века (V–IV века до н.э.), сопровождавших захоронение этого знатного молодого воина (по мнению археологов, его возраст 17–18 лет). В кургане найдено свыше 4 тыс. золотых изделий: детали, декорировавшие одежду, а также украшения и бытовая утварь. Особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом, — один из древнейших памятников письменности, найденных на этой территории.

Важнейшая особенность древнего искусства степи — господство зооморфных образов, так называемого звериного стиля, отличительные черты которого — стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями. Ярким образцом «звериного стиля» является бляха, датируемая V–IV веком до н.э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отраженных барсов. 

По мере утверждения христианства и мусульманства «звериный стиль» постепенно утрачивал свое первоначальное значение, восходящее к языческим верованиям и представлениям. Однако декоративные изображения животных, лишенные своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве: в ювелирных изделиях, книжной миниатюре, резьбе по дереву, камню и кости, в архитектуре, — но в более обобщенном виде, приобретая формы стилизованного орнамента, элементов декора. Эти тенденции наглядно выражены в находках из Сайрамского клада, которые представлены в экспозиции десятью металлическими предметами, датируемыми XV веком.

Подробнее на http://www.vmdpni.ru/data/events/2018/04/zolotoy_chelovek/index.php


Светлана Гофман. «Без музыки жизнь была бы ошибкой» (Ф.Ницше). До 14 апреля

Галерея «Кино» (Москва, ул. Малая Молчановка, д. 8, стр. 2) представляет выставку Светланы Гофман — серию акварелей, авторских интерпретаций поэзии Осипа Мандельштама. Тонкость стихов Мандельштама отразилась в акварельном цикле из 18 картин. Это углубленное погружение в стихи, ведь ничто так (если не говорить о библейских текстах) не заставляет трудиться комментатора, как поэзия Мандельштама. Филологи-мандельштамоведы предлагают каждый свое прочтение, считая его единственно верным. Но есть и такие, кто утверждает право на многозначность, потому что это заложено самой многослойной формой мандельштамовского стиха. Мысль объемна, а словам здесь воистину тесно. Два-три слова — и уже готов образ: «полицейский стакан чая», «мастерица виноватых взоров», «знакомый… до детских припухших желез» и многое другое. Два-три слова — и возникает живущий в каждом отдельном читателе его, читателя, собственный образ.

Стихи Мандельштама — это всегда реакция на конкретное жизненное событие, переживание. Он всегда живописует то, чему был свидетелем. Толчком ко всему был возникший в воображении поэта первоначальный и непосредственно отражающий реальность образ. Повторить этот образ невозможно: у каждого читателя он свой. И если ты не художник, то этим своим виденьем ты не можешь ни с кем поделиться. А если художник?

Подробнее на http://www.gallerykino.ru/projects.php?id=252


RGB. Владимир Глынин и Григорий Орехов. До 20 мая

Orekhov Gallery (Москва, Колокольников пер., д. 2) представляет серию новых фотографий Владимира Глынина. Работы продемонстрируют зрителю результат исследования цвета, основанного на опыте художников абстрактного экспрессионизма. Специально к этой выставке Григорий Орехов создал энвайронмент — объекты, трансформирующие восприятие пространства галереи. Стеклянный красный куб, меняющий архитектурный ритм Orekhov Gallery, зеленый «Вулкан», вторгающийся в зрительское внимание, и секретная синяя комната намеренно сведены к базовым цветам модели RGB. Эти три энвайронмент-объекта к тому же выполняют роль условных светофильтров. Моделируя восприятие окрашенного спектра света своими объектами, Орехов словно подготавливает зрительский глаз к погружению в сложную цветовую палитру фотографий Глынина. 

Новые работы Владимира Глынина рассказывают о воздействии ритма колористики и объема цвета в композиционном поле фотографии. «Я убежден, что власть цвета над нашим подсознанием велика, что любой опыт взаимодействия с цветом способен вызвать определенную эмоцию. Я хочу, чтобы каждая из моих работ для серии RGB затронула в отдельности различные чувства зрителя: радость, меланхолию, энергию, надежду, пустоту, нежность и так далее, образовывая при этом в комплексе ощущение эмоциональной гармонии и баланса», — говорит Владимир Глынин.

В результате полного отказа художника от фигуративизма и фотомонтажа зритель увидит абсолютно реалистичные фотографии с предельно абстрактным содержанием. Если в предыдущих проектах фотографа объектом съемки была архитектура или скульптура, то в RGB им стал сам цвет, снятый в студии. В своей очищенной форме он свел работы Глынина к модулированным полосам, сделав ритм колористики их главным элементом. Апеллируя к холстам Марка Ротко и его «мультиформам», Владимир Глынин для создания собственных работ выбирает технический прием мультиэкспозиции. Подменяя аналогичным фотографическим методом технику тонкого хроматического взаимодействия слоев краски, он переносит свои сокровенные чувства и эмоции не на холст, а на «цифру». Результат мультиэкспозиции интуитивен и непредсказуем, фотограф не может повторить одно и то же дважды. Присутствие в работах элемента цифровой случайности позволяет достичь неожиданных и сложных абстрактных цветовых сочетаний.

Подробнее на http://orekhovgallery.com/exhibition/2/

 

По материалам пресс-релизов.

Просмотры: 2683
Популярные материалы
1
Секреты ван Гога: самая знаменитая спальня в мире искусства
История с меняющимся цветом стен, наводнением, бомбардировкой и поисками кровати, связанная с шедевром Винсента ван Гога «Спальня в Арле».
16 октября 2020
2
Более 70 экспонатов на Музейном острове в Берлине пострадали от вандалов
Предметы из Пергамского музея, Старой национальной галереи и Нового музея облили чем-то жирным.
21 октября 2020
3
Тула: музейный бум
Если вы думаете ехать в город только ради Музея оружия и чаепития из тульского самовара с тульским пряником — вы просто не в курсе новостей.
16 октября 2020
4
Никто не едет в Баден-Баден
Литературные анекдоты от псевдо-Хармса — история не только вербальная, но и визуальная. И к тому же отнюдь не анонимная.
16 октября 2020
5
Третьяковка показывает женское лицо русского модерна
На выставке «Мария Якунчикова-Вебер» собраны около 200 произведений, от первых пленэрных опытов до перехода к символизму и модерну.
19 октября 2020
6
Instagram 10 лет: как приложение совершило переворот на арт-рынке
Instagram, который называют «новым большим арт-дилером», часто используется для привлечения внимания к торгам и помогает художникам и галереям продвигать свой бренд на международном уровне.
16 октября 2020
7
ГМИИ им. А.С.Пушкина представит британскую рекламу как искусство
Проект собрал рекламные эстампы XIX — начала ХХ века, демонстрирующие творчество английских художников и дизайнеров: Обри Бёрдслея, «братьев Дж. и У.Беггарстафф», Эдварда Макнайта Коффера и других.
19 октября 2020
8
Павел Антонов: «Художники стали для меня инопланетянами, с которыми можно и нужно общаться»
Российский фотограф-портретист, живущий в Нью-Йорке, планирует выставку в Москве. Павел Антонов рассказал, как познакомился с Эрнстом Неизвестным и Василием Аксеновым и как стал штатным фотографом империи Condé Nast Publications.
20 октября 2020
9
Музеи Московской области закрывают из-за пандемии
Ограничения на посещение музеев вводят в Подмосковье с 21 октября до 7 ноября, территории остаются открытыми для прогулок.
19 октября 2020
10
Галереи нового поколения делают ставку на иммерсивное искусство
Проект Superblue рассчитан на молодых людей, которым важен разнообразный опыт, а приобретение вещей не имеет прежнего символического значения.
20 октября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru