18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Перо, перечеркнувшее крепостное право

В Историческом чествуют Александра II, «рыцарь веры» Честертон о чем-то беседует с буддийским монахом Ёсидой Кэнко-хоси, а в «Романовом дворе» происходит революция внутри одного отдельно взятого художника, который решил отречься от своего мира

«Александр II Освободитель. 200 лет со дня рождения». С 3 апреля по 15 октября

Государственный исторический музей (пл. Революции, д. 2/3) при поддержке фонда «История Отечества» и Объединенной металлургической компании, воздавая должное своему основателю и выдающемуся реформатору, открывает масштабный выставочный проект «Александр II Освободитель». Цель проекта — представить основные события четвертьвекового правления императора, а также беспристрастно рассказать об императоре как о человеке, чья судьба оказалась более чем трагична. Гибель Александра II, ставшего жертвой зарождавшегося русского терроризма, явилась грозной предвестницей грядущего кровопролитного столкновения власти и общества.

17 апреля 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения императора Александра II (1818–1881), вошедшего в отечественную историю как выдающийся реформатор, инициировавший целую серию кардинальных преобразований во всех сферах общественной жизни страны, главным из которых стала отмена крепостного права. Помимо внутренних реформ, правление Александра II было ознаменовано достижениями во внешней политике, победоносными войнами и крупными территориальными приобретениями.

В силу ряда причин человеку, с именем которого связаны крупнейшие государственные преобразования, в отечественной историографии уделено не столь большое внимание, как личностям его предшественников — Петра I или Екатерины II. Объектом изучения и освещения были сами реформы, а личность императора Александра II долгое время оставалась в тени.

Государственный исторический музей обладает значительным комплексом материалов по эпохе царствования Александра II. Особый интерес представляют малоизвестные широкой публике экспонаты: например, упряжь — комплекс, состоящий из 60 предметов, изготовленный в Санкт-Петербурге в 1856 году знаменитой фирмой «Вальтер и Кох» специально к коронационным торжествам. Еще один уникальный экспонат — это пехотная офицерская сабля образца 1865 года, украшенная эмалью и позолотой, с надписью «За храбрость», которая была поднесена государю после падения Плевны офицерами Сводного Гвардейского Отряда Почетного конвоя. В зале, посвященном реформам, можно будет увидеть подлинную историческую реликвию, которой была поставлена точка в 300-летней истории крепостничества в России, — гусиное перо, заключенное в деревянную рамку, наверху которой сделанная чернилами надпись: «Этим пером подписан журнал заседания общего собрания Государственного совета под личным председательством Государя Императора об упразднении крепостного права. 28-го января 1861 г.».

Также на выставке будут представлены личные вещи и автографы императора; живописные, графические и фотографические портреты монарха, членов императорской фамилии, крупных государственных и общественных деятелей второй половины XIX века; мемориальные предметы и подношения. В соответствующих разделах выставки будут показаны проекты Исторического музея, фотографии закладки и строительства его здания. Посетители смогут увидеть сюжетную живопись и графику по теме коронации, придворного быта, царских охот; документальные комплексы о проведении великих реформ, о появлении тайных революционных организаций («Земля и Воля», «Народная воля», «Черный передел») и т.д.


«В поисках Дерева-Метлы: короткие мысли отшельника из Соломенной сторожки». Никита Алексеев. 1 апреля в 20:00

«Перелетный кабак» (Мансуровский пер., д. 10) приглашает на выставку и презентацию книги московского художника, номинанта премий Кандинского и «Инновация» Никиты Алексеева «В поисках Дерева-Метлы: короткие мысли отшельника из Соломенной сторожки» (издательство Grundrisse). На выставке будут показаны работы из серии «Варабангоя индзя сёва» («Короткие мысли отшельника из Соломенной сторожки»). Это не первая книга художника, в 2008 году вышли его «Ряды памяти», а в 2011 году — «Hic Rodus — hic salta» (2011).

Никита Алексеев: «Интересно, что было бы, встреться Гилберт Кит Честертон (1874 — 1936), несуразный и великий писатель, “князь парадокса”, удостоенный папой Пием XI титула “рыцарь веры”, и Ёсида Кэнко-хоси (1283 — 1350), впавший в немилость офицер императорской гвардии, ставший буддийским монахом, автор гениального сборника коротких мыслей “Цурэдзурэгуса” (“Записки от скуки”). “Цурэдзурэгуса” начинается так: “Когда день-деньской сидишь против тушечницы и для чего-то записываешь всякую всячину, что приходит на ум, такое, бывает, напишешь — с ума можно сойти”. Где бы они встретились? В закопченном табачным дымом подвальном кабаке где-то в Ноттинг-Хилле или в продуваемой сквозняками щелястой лачуге на вершине горы Кумимияма? О чем беседовали бы англокатолик Викторианской эпохи и дзенский монах эпохи Камакура? Что бы пили? Виски, джин, порто, кларет или сакэ “Вечный снег”? Я, недостойный отшельник из Соломенной сторожки (1953 — ), не попал бы на эту встречу. Но так хотелось бы быть там третьим!» 


«Пробуждение». Илья Даньшин. С 3 по 9 апреля

Галерея «IZO Art gallery/Галерея ИЗО» представляет на территории делового квартала «Романов двор» (Романов пер., д. 4, стр. 2) первую выставку юбилейного цикла московского художника Ильи Даньшина — «Пробуждение». Название отражает важнейший период в жизни художника — перелом. Оставляя в недавнем прошлом сфумато настроений, лирику и поэтичность, Илья Даньшин словно второпях, широченным мазком ярко утверждает в пластике живописи противоположное, но очень выразительное состояние. Элементы живописи, принципы прошлого — все долой! Да здравствуют риск, обновление, пробуждение новых оттенков бесконечного спектра чувств и возможностей!

По материалам пресс-релизов

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+