The Art Newspaper Russia
Поиск

В Год культуры взялись за московские окраины

Лариса Гринберг, куратор трех выставочных залов

Лариса Гринберг, куратор трех выставочных залов

Департамент культуры Москвы определил направления проведения Года культуры — 2014, одним из которых станет децентрализация культурной жизни столицы. Облик окраин отныне будет формироваться профессиональными искусствоведами, арт-менеджерами и кураторами объединения «Выставочные залы Москвы».

На очередном заседании правительства Москвы министр и руководитель Департамента культуры Сергей Капков обозначил самые важные направления Года культуры — 2014. Для доступности понимания формат проведения получил кодовое название «3Д» по заглавным буквам его составляющих: «добрососедства», «детства» и «децентрализации».

Как сообщается на сайте Департамента культуры города Москвы, пункт «добрососедство » предполагает оказание поддержки нуждающимся, ветеранам отрасли и работникам культуры, благотворительность, волонтерство, проекты для людей с ограниченными возможностями, образовательные программы  для мигрантов. Вторая составляющая Года культуры, «детство», в большой степени ориентирована на школьников. В частности, было принято решение, что ученики смогут посещать театры и музеи за счет бюджетагорода. «Децентрализация» подразумевает развитие культуры на периферии. В преддверии запуска программы «3Д» летом прошлого  подчинения были включены в новую структуру — объединение  Выставочные залы Москвы» (начало его деятельности и планы по реорганизации подробно освещались в № 08 (17) TANR за 2013 год). Директором нового объединения стала Елизавета Фокина. На его базе департамент проводит в жизнь программу Года культуры. Чем жили залы до объединения? Деятельность некоторых не выдерживает критики как по выставочным концепциям, так и по экспонатам. Например, зал «Солнцево» не раз развлекал посетителей демонстрацией животных (выставки Мы — ж-ж-живые! или Живые бабочки и зоопарк). Странно звучат и названия проектов: Из Солнцева с любовью или Каля-Маля. Зал «Творчество» в рамках программы «Творческая лаборатория интеллектуалов » предлагал лекции Честно об НЛО или Программа SETI — поиск внеземных цивилизаций.

Что изменилось через несколько месяцев работы объединения? Были сформулированы образовательные и выставочные программы, дополнившие уже сложившиеся планы залов. У выставочных залов появились кураторы: член правления Международной ассоциацииискусствоведов Георгий Никич, куратор многочисленных выставок, завотделом экспериментальных  программ Государственногоцентра современного искусства Виталий Пацюков, искусствовед, арт-менеджер Алина Глазун, владелица Grinberg Gallery Лариса Гринберг. Проведены такие выставки, как Проблемы белых стен; Люди на местах (при участии выпускников института «Стрелка»); Встреча с местными (в рамках 5-й Московской биеннале современного искусства); Открытые репетиции в «Ночь искусств» и др. Только что завершился проект Пространство LUCIDA (совместнос ГЦСИ). Проводятся лекции докторов искусствоведения, актуальных современных жников и кураторов (Марина Свидерская, Роман Минаев, Арсений Сергеев, Роман Мокров, Анастасия Рябова). Есть большие планы на участие в Молодежной биеннале.

Лариса Гринберг, куратор трех площадок («Замоскворечье», «Пересветов переулок » и «Нагорная»), говорит, что бюджет на год составляет 1 млн руб. на один выставочный зал, это только на выставки (по 50 тыс. руб. на каждую выставку). Она считает, что это очень немного, и именно поэтому сейчас перед залами, подведомственными ей, стоит первоочередная задача выхода на самоокупаемость. «Мы планируем запустить внебюджетную линию «Художественный салон» — площадку для продажи картин. Кроме того, мы думаем открыть книжные точки, в которых, в частности, будут продаваться журналы и газеты об искусстве », — рассказывает она. Кажется, что деятельность объединения полностью удовлетворяет запросам современного общества вообще и креативного кластера в частности. Однако у сотрудников выставочных залов, проработавших в них не одно десятилетие, возникают определенные опасения, чего и следовало ожидать.

Своим мнением по поводу нововведений поделилась главный хранитель выставочного зала «Замоскворечье » Инна Липилина. В частности, особую тревогу у нее вызывает угроза смены выставочной политики зала, который среди прочего показывал работы таких художников, как Людвиг Симонов,  Евгений Данилевский, Станислав Никиреев. «На стадии обсуждения вопросов о формировании объединения говорилось, что выставочные залы сохранят свое лицо. Мы старались выставлять профессионалов от классического искусства — членов Союза художников, академиков, признанных художественным миром, а также студентов художественных вузов и училищ. В год нами проводилось порядка 40 выставок. Объединение такой расклад не устраивает. По мнению его руководства, надо делать большой и длительный проект ».

Материалы по теме
Просмотры: 1626
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
В ГМИИ им. Пушкина покажут коллекцию Фонда Louis Vuitton
65 произведений послевоенного и современного искусства 20 художников из разных стран займут все три этажа Волхонки, 14 и в известной мере изменят привычные интерьеры.
10 июня 2019
3
Возвращение легенды: коллекция Сергея Щукина в Пушкинском музее
Более 450 произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Сергея Щукина и его братьев встречаются в долгожданном выставочном проекте, заняв весь второй этаж главного здания музея.
11 июня 2019
4
Мы Иван Голунов
Мы присоединяемся к кампании солидарности с арестованным журналистом Иваном Голуновым и публикуем его материал о реставрации фонтана «Каменный цветок» на ВДНХ.
10 июня 2019
5
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
6
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
7
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
8
Александр Вихров: «Жизнь Наполеона много ярче приключенческого романа»
Наполеоника — популярная тема у коллекционеров во всем мире. Обладатель обширного собрания произведений искусства и мемориальных вещей, связанных с Наполеоном Бонапартом, Александр Вихров рассказал о своем восприятии этой исторической личности.
10 июня 2019
9
Вслед за годом Леонардо настанет год Рафаэля
На 2020-й, год 500-летия со дня смерти Рафаэля, запланировано несколько выставок, самая большая из которых пройдет в Риме.
11 июня 2019
10
Музейные инновации в эпоху Brexit
В Сараево прошел Европейский музейный форум, на котором была вручена очередная премия «Европейский музей года». Андрей Рымарь побывал на форуме и выяснил, какие музейные практики сейчас вызывают наибольший интерес профессионального сообщества.
13 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru