The Art Newspaper Russia
Поиск

Женское лицо Ватикана: Барбара Ятта подвела итоги первого года в должности директора

Руководитель прославленных музеев, занимающих большую часть города-государства, рассказала об обстоятельствах своего назначения, интересе понтифика к современному искусству, а также о связанных с этим интересом планах

В мае 2016 года Барбару Ятту вызвал в свой римский особняк ее начальник — архиепископ Жан-Луи Брюгес, архивариус и библиотекарь Римской католической церкви. Он сказал, что получил письмо из Государственного секретариата Святого Престола, в котором сообщается, что Ятту выбрали новой главой Музеев Ватикана. Ей доверили руководство огромным комплексом художественных коллекций и архитектурных памятников, собиравшихся и создававшихся римскими папами на протяжении веков. Сюда входят памятники Античности и этрусские древности, картинная галерея, папские апартаменты, лоджии Рафаэля и, конечно, знаменитая Сикстинская капелла с росписями Микеланджело. Ради нового поста Ятте пришлось оставить Ватиканскую библиотеку, где она проработала около 20 лет, а с 2010 года возглавляла отдел гравюры. Причем, прежде чем сменить в должности директора музеев своего предшественника Антонио Паолуччи, она полгода должна была проработать его заместителем. Вот такие дела. «Услышав эту новость, я побледнела. Я была потрясена. Для меня это было как гром среди ясного неба», — вспоминает Ятта.

Не было ни долгого заполнения бумажек, ни даже официального собеседования. Ятту просто выбрали из шести кандидатов, предложенных председателем Папской комиссии по делам Государства-города Ватикан кардиналом Джузеппе Бертелло и генеральным секретарем монсеньором Фернандо Вергесом Альсагой. Ее кандидатуру сначала заочно одобрил папа Франциск, и вскоре назначение на этот пост женщины — впервые в истории Ватикана — стало свершившимся фактом. Официально в новую должность Барбара Ятта вступила 1 января 2017 года.

Управляются Музеи Ватикана, как ни странно, почти напрямую, сложных бюрократических цепочек здесь нет. Ятта подчиняется кардиналу Бертелло, а он, в свою очередь, докладывает непосредственно папе Франциску. Нет ни попечителей, ни управляющих советов директоров, ни комиссий.

Когда кому-то из музейных кураторов нужно приобрести произведение искусства, они обращаются к Ятте. Если экспонат очень дорогой, она спрашивает разрешения кардинала Бертелло. Но одобряет ли эти приобретения папа? По словам Ятты, иногда он участвует в принятии решений. «Недавно мы восстановили эпохальное произведение искусства в церкви Санта-Мария Маджоре», — говорит она. Это одна из трех папских базилик в Риме, которые находятся за пределами Ватикана, но управляются Святым Престолом и пользуются тем же статусом, что и иностранные посольства. «Этому проекту свое одобрение дал непосредственно папа», — сообщила Ятта.

Папская дипломатия

«Это музеи папы римского», — говорит Ятта. Они отражают приоритеты, интересы и политические амбиции понтифика. А папа Франциск известен как отличный дипломат, чья виртуозная внешняя политика привела к сближению с Китаем — после нескольких десятилетий разрыва. Дипломатические отношения испортились, в частности, из-за того, что в Поднебесной решили назначить собственных епископов, а Ватикан признал Тайвань независимым государством.

Папа считает, что искусство Музеев Ватикана должно служить «инструментом мира». Этот принцип лег в основу беспрецедентной инициативы, в рамках которой в марте параллельно открываются две перекрестные выставки. В Запретном городе в Пекине будет представлено около 40 китайских произведений из коллекции Ватикана, а в Музеях Ватикана покажут 40 работ из Китая. Барбара Ятта отказалась развить мысль о политической функции музеев, но отметила, что «полностью поддерживает» использование искусства в области культурной дипломатии. «Оно может и должно играть и эту роль», — говорит она.

А еще новый директор строит грандиозные планы относительно современного искусства. В Музеях Ватикана с 1970-х годов хранится коллекция произведений с религиозным содержанием, созданных послевоенными и современными авторами. Эти работы предполагается показать на выставке в более широком международном контексте, чего многие из них прежде никогда не удостаивались.

К 25-летию музея Энди Уорхола в американском Питтс­бурге Музеи Ватикана в 2019 году представят сов­местную выставку религиозных работ знаменитого поп-артиста, включая серию, вдохновленную «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи. Выставка пройдет сначала в спроектированном Джованни Лоренцо Бернини Braccio di Carlo Magno — флигеле Карла Великого площадью 1 тыс. кв. м на территории Ватикана, а затем в Соединенных Штатах. «Мы очень заинтересованы в изучении духовной стороны творчества этого художника, — говорит Ятта. — Для нас крайне важно выстроить отношения с современным искусством. Мы живем в мире образов, и церковь должна быть частью этого диалога».

Франциск I
Папа римский

Музеи Ватикана должны стремиться к тому, чтобы стать еще прекраснее и гостеприимнее. Они должны охватывать новые формы искусства. Они должны открыть свои двери людям со всего мира и служить инструментом диалога между различными культурами и религиями, инструментом мира. И они должны быть живыми! Не пыльными хранилищами прошлого, доступными лишь немногим избранным... а активными [институциями], которые бережно хранят свои коллекции, чтобы сегодня они могли восхищать людей всего мира, начиная с самых обездоленных своих посетителей.

Из беседы папы Франциска I с журналистом Тицианой Лупи в книге «Моя идея искусства» (2015)

Многозадачность

Ятта не занимается финансовыми вопросами и бюджетами, поэтому она не смогла сказать, какая часть музейных расходов покрывается прибылью от продажи билетов и сувениров, а какие суммы непосредственно выделяются Ватиканом. «Многие проекты финансируются дружественными организациями в США и Европе» — это все, чего удалось добиться от директора.

По словам Ятты, самое трудное в ее новой работе — то, что теперь «в день надо решать сразу множество различных задач». Главная головная боль — 6 млн посетителей в год, подавляющее большинство которых рвутся сразу к Сикстинской капелле. Пока директор не собирается вводить ограничения на количество посетителей, однако планирует открыть второй вход в музеи, чтобы перенаправить потоки в менее популярные залы. Она курирует программу переподготовки около 350 гидов, чтобы побудить коллег показывать своим подопечным другие семь километров галерей и залов, а не просто вести их по проторенной тропе — «великолепной миле», то есть маршруту, ведущему от входа прямиком в Сикстинскую капеллу.

Толпы шумящих туристов, оставляемые ими грязь и мусор представляют собой другую проблему, о которой нельзя забывать. Защита произведений искусства от пыли — это гигантский, бесконечный труд. По словам директора, работы по очистке от пыли Сикстинской капеллы проводятся ежегодно. Около месяца по вечерам, после закрытия музеев, большая команда реставраторов кропотливо счищает пыль и грязь с фресок Микеланджело. 

Просмотры: 5350
Популярные материалы
1
Первая ярмарка DA!MOSCOW открылась в Гостином Дворе в Москве
В рамках DA!MOSCOW пройдут перформансы, арт-баттлы, круглые столы и дискуссии. При этом купить можно абсолютно все произведения, стоимость которых колеблется от 2 тыс. рублей до шестизначных сумм за работы из «Золотого фонда».
17 мая 2019
2
В Венеции проходит ретроспектива Аршила Горки
В Ка’Пезаро привезли лучшие работы художника, от сезаннистских портретов 1920-х годов до абстрактных «пейзажей» 1940-х.
20 мая 2019
3
Рейтинг музеев – 2019: «красивая картинка» — идеал представления о современном музее
Главный прирост в российских музейных социальных сетях идет через Instagram — что вполне в мировом тренде.
22 мая 2019
4
Нотр-Дам-де-Пари может рухнуть от ветра и нуждается в срочном укреплении
К такому выводу пришли специалисты после первичной оценки ущерба от пожара, который уничтожил крышу и шпиль собора в ночь с 15 на 16 апреля.
22 мая 2019
5
Елена Титова: «Стремимся привлечь молодежь, особенно креативный класс»
Совсем недавно Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства провел ребрендинг, и теперь он именуется Музеем декоративного искусства. О том, какие изменения произошли и происходят здесь на практике, нам рассказала его директор.
22 мая 2019
6
Режиссер Дмитрий Черняков стал куратором 8-й Московской биеннале
Тему основного проекта, который покажут осенью в Третьяковке на Крымском Валу, в новообретенном после закрытия ЦДХ пространстве «Лаборатория», объявят позже.
23 мая 2019
7
Умер Альберто Сандретти, друг русского искусства
Весть о смерти итальянского коллекционера (он скончался в Милане в возрасте 86 лет) опечалила очень многих в российском арт-сообществе: он не просто долгие годы покупал русское искусство, но был настоящим другом многим художникам.
20 мая 2019
8
Ударную неделю аукционов в Нью-Йорке достойно завершили Phillips и Sotheby’s
На вечерних торгах Phillips удалось продать 42 из 43 предложенных лотов на $100 млн. Настроение у участников и зрителей было приподнятым, и это подготовило почву для завершающего аккорда — вечернего аукциона Sotheby’s.
20 мая 2019
9
Алексей Курочкин: «Я не сохну над вещами, как Кощей»
Московский коллекционер-исследователь передал в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН уникальную коллекцию парного китайского оружия.
21 мая 2019
10
Герман Нитч залил краской Альбертину
Выставка объединила 100 полотен, созданных за 60 лет: от черных, кроваво-красных и желтых абстракций до разноцветных «штрихкодов», которыми Нитч увлекся в последние годы.
20 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru