18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Британские зодчие в роли передвижников

№61
Материал из газеты

Романтические представления о профессии и приверженность принципу «сделай сам» подтолкнули Детмара Блоу и некоторых его коллег к поприщу «странствующих архитекторов»

Джон Рескин говорил великому церковному архитектору Джону Дэндо Седдингу, что «так называемые современные архитекторы — почти предприниматели, которые нанимают рабочих на выполнение заказа, а если вы действительно архитектор, то должны всегда иметь при себе карандаш и резец». Седдинг прислушался к этому совету сам и поделился им с другими. Самыми прилежными «учениками» Рескина оказалась группа «странствующих архитекторов», чьи профессиональные биографии стали предметом изучения в книге, впервые опубликованной в 2000 году, а теперь переизданной с исправлениями и дополненной новыми иллюстрациями.

Ее главный герой — Детмар Блоу (1867–1939). Еще студентом, получив стипендию для поездки за границу, он был представлен Рескину и сопровождал его в путешествии по Италии. К тому времени Блоу уже был связан с Обществом защиты древних зданий и находился под влиянием Уильяма Морриса и Филипа Уэбба. Занимаясь одним из первых своих заказов — ремонтом церковной башни в Ист-Нойле в графстве Уилтшир, он жил рядом с храмом и сам работал там каменщиком и столяром. К архитекторам, которые так или иначе придерживались тех же принципов, принадлежат Альфред Пауэлл, Эрнест Джимсон, Эрнест и Сидни Барнсли, Рэндалл Уэллс, Герберт Норт и Уильям Уэйр. Из них лишь деятельность Джимсона, Норта и братьев Барнсли привлекала прежде внимание исследователей.

Работать в том же духе на протяжении всей своей карьеры Блоу вряд ли мог, и в 1906 году он организовал партнерство с французом Фернаном Бильре. Автор книги Майкл Друри опровергает мнение о том, что это было сделано ради социальных выгод, подчеркивая, что Бильре был почитателем Рескина.

Печальным финалом карьеры Блоу стала должность секретаря и управляющего второго герцога Вестминстерского, занятая им в 1916 году. Туманные условия контракта привели к тому, что в 1933-м он был уволен, а позднее Джордж Ридли в мемуарах о своем патроне несправедливо обвинил Блоу в «систематическом расхищении денег».

В книге много выдержек из писем Филипа Уэбба — очень жаль, что их новая публикация, осуществленная Джоном Эплином, появилась лишь недавно, и Друри не мог учесть ее в работе. Тем не менее книга легко читается, и ее новое издание очень кстати. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+