18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Рема Колхаса сон золотой

Арт-критик и редактор The Art Newspaper Russia Ольга Кабанова поделилась своими личными впечатлениями от концепции реставрации Новой Третьяковки

Перед презентацией концепции реконструкции Новой Третьяковки я брала интервью у ее автора — архитектора Рема Колхаса. После того как я перестала спрашивать его, он спросил меня: «А вы-то почему любите модернистскую архитектуру?» Ответила, что детство провела в центре Москвы, в довольно уродливом доходном доме в окружении старых усадеб, изуродованных приспособлением к советским нуждам, и одряхлевших кариатид. И Центросоюз Ле Корбюзье на Мясницкой казался мне тогда волшебным обещанием светлого упорядоченного будущего. Так из меня и получился адепт модернизма.

Но постеснялась признаться, что и он научил меня видеть в советской архитектуре 1960–1970-х ценность. Давно, лет 15 назад, на мой вопрос, не ужасается ли он ее уродливости, Колхас ответил: «Но не это важно, эстетический аспект тривиален, в архитектуре и помимо него может быть много интересного — идеи, образы, намерения, идеализм. Архитектура ХХ века интересна как раз тем, что игнорировала такие понятия, как гармония и красота». И да, я перефокусировала мое зрение и научилась ценить намерения там, где нет красоты.

Но это личное. У других личное — презрение к советским «хрущобам» и убогому «сундуку» Третьяковки — ЦДХ. И они вправе удивляться, зачем надо его реанимировать. Возвращаться к первоначальному проекту, восстанавливать снесенные эскалаторы, сохранять невзрачные потолки, объявленные памятниками. И устраивать огромный холл, прямо-таки целую площадь, снеся стену, разделяющую бывший ЦДХ и нынешнюю Третьяковку.

Колхаса прямо в глаза, на пресс-конференции, одна из журналисток назвала главным хранителем советского модернизма (точно не помню, но по смыслу верно). Таким он проявил себя при превращении руин советского ресторана «Времена года» в самый амбициозный музей Москвы — «Гараж». Изумив и возмутив им почтенную публику.

Однако стоит вспомнить, что, когда во владения Эрмитажа вошел комплекс Главного штаба, Колхас предлагал оставить в нем прежние, сравнительно небольшие комнаты, ничего не ломать. Так что нет у него маниакального пристрастия к просторам и привязанности к неуклюжему советскому модернизму. Он просто не хочет ломать, что имеем. «Сохранить элементы повседневной жизни так же важно, как сохранить Кремль», — сказал он на открытии «Гаража».

Претензии к концепции реконструкции Третьяковки появились и в социальных сетях, и в комментариях к сообщению в нашей газете (искусствовед Наталья Тамручи поставила проекту «три с минусом»). Но предъявляются они, на мой взгляд, не столько Колхасу, сколько архитекторам Николаю Сукояну и Юрию Шевердяеву, авторам проекта злосчастного здания, показательного примера советского долгостроя, брутальности «брежневского стиля» и качества тогдашнего строительства. И не случайно, что дискуссия в соцсетях быстро перешла с личности Колхаса на полемику между поклонниками сталинской и постсталинской советской архитектуры. Причем с воспоминаниями, детскими-личными, зависящими от того, где спорящие выросли — в мире с декором или без него. Почти каждый стоял за собственные, родные «элементы повседневной жизни», уже ушедшей.

Так и в предложении Колхаса по Третьяковке мне очень нравятся его намерения. Хотя и видятся мне они заведомо утопическими (думаю, и ему самому: не первый раз у нас работает, в том числе с отечественными музеями). Увидеть Новую Третьяковку такой упорядоченной, яркой и прекрасной, как светлое прошлое, невозможно. Даже если предложение превратится в проект, то строительство будет небыстрое и неаккуратное, а если вдруг хорошо построят — то как же такие просторы убирать?

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+