18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ольга Кабанова: Казус Полисского и синдром тотальной бдительности

Арт-критик и редактор The Art Newspaper Russia o ситуации с «Пламенеющей готикой», сгоревшей на Масленицу в Никола-Ленивце

Легко представить, что наше время назовут когда-нибудь периодом «всеобщей оскорбленности», охваченным «эпидемией подозрительности», а характерным признаком его объявят «синдром тотальной бдительности». И в описании его, возможно, «казус Полисского» займет почетное место. 

Внезапно разгоревшийся и быстро потушенный, будем надеяться, масленичный скандал в Никола-Ленивце знаменательно объединил консерваторов и западников, верующих и атеистов. Одни возмутились, что сжигали храм (кощунство), другие — что католический (поддержка государственного антизападничества). И те и другие оказались повышено бдительны. И те и другие увидели в форме — готического собора — содержание, в масленичной игре — ритуал. Неосвященное, без креста и внутреннего пространства для молитвы сооружение приняли за храм. Потому что форма в массовом сознании привычно принимается за суть. Это как праздник Крещения Господня оказывается в интерпретации центральных телеканалов обязательным ночным купанием в проруби, а если погода плюсовая и прорубь прорубить невозможно, то и праздника нет. Работающим на телевидении трудно не заразиться таким видением.

Игра с архитектурной формой, ее профанирование, воспроизведение народными умельцами из подручного, земного материала типичных или знаковых архитектурных форм и зданий — многие годы тема Полисского. Решая чисто формальную задачу, исследуя узнаваемость формы, он превратил Никола-Ленивец в уникальный — нигде в мире такого нет — ландшафтный парк. Место утверждения всемирной русской архитектурной отзывчивости. И парк этот стал явлением культуры, потому что культуре, а не религии принадлежит форма. 

Масленица — русский карнавал, давно уже потерявший свое средневековое содержание. Масленица в Никола-Ленивце совсем не тот праздник, о котором писал Михаил Бахтин в книге о народной смеховой культуре, в нем давно нет никакого язычества и кощунства. Он тоже только воспроизведение формы центрального масленичного ритуала — сжигания чучела. В данном случае архитектурного. Правда, красивого. Что делать, у Полисского ирония эстетична. 

В одном из фейсбучных обсуждений художник Юрий Альберт в ответ на реплику кого-то из оскорбленных написал, что кощунство видеть в вениках храм. И тут впору бы оскорбиться на оскорбленных и призвать их к ответу за разжигание недобрых чувств. Полисский поступил иначе — попросил прощения. И только это его раскаяние в Прощеное воскресенье переводит случившееся в сферу религиозную, христианскую.

И еще принято говорить, что для понимания современного искусства нужно его знать. Иногда — да, но для понимания объектов в Никола-Ленивце никаких изучений не нужно, они всем понятны. Надо только понизить градус бдительности, что просто необходимо для сохранения душевного здоровья, личного и общественного.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+