The Art Newspaper Russia
Поиск

Дэвид Хокни написал свою историю искусства

Издательство «Ад Маргинем Пресс» в рамках совместной программы с МСИ «Гараж» выпустило книгу «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», в которой знаменитый художник беседует с историком искусства и писателем Мартином Гейфордом

В  этой книге — своеобразной и яркой и в то же время совсем простой — много знакомых репродукций и сведений. Художник Дэвид Хокни и искусствовед Мартин Гейфорд ведут в меру ученую беседу о способах и методах изображения мира на плоскости, продвигаясь от пещерных рисунков к нашему цифровому сегодня. Но их версия истории искусства опирается не на смену стилей и идеологий, а на развитие оптики, на появление новых технологий, будь то масляная живопись, фото и кинокамера, iPad.

Тон, разумеется, задает Хокни, а Гейфорд поддерживает тему, дополняя слова художника историческими сведениями. Хокни образован, насмотрен и начитан, а Гейфорд наблюдателен и чувствителен к искусству, так что беседуют они на равных. Часто даже не замечаешь пометок «ДХ» и «МГ». 

В 2001 году Хокни выпустил книгу «Тайное знание: Восстановление утраченных техник старых мастеров». В ней он убеждал читателей в том, что художники для создания картин веками пользовались различными оптическими приборами: сферическими зеркалами, камерой-обскурой, камерой-люцидой. Тем, кто прочел первую книгу, вторая будет интересна лишь отчасти, а тем, кто не читал, «Истории картин» будет достаточно, чтобы с Хокни согласиться. «Представление о том, как сделана картина, не объясняет магии творчества. Ничто ее не объясняет. Иногда нам кажется, что мы раскрыли тайну, но это иллюзия». В пример приведена необъяснимо прекрасная картина Яна Вермеера «Искусство живописи», где «в фокусе все». Правда, тут же Хокни начинает доказывать, что она не могла быть создана без оптических приборов. Но дальше говорит, что великие умеют писать незримое — воздух или внутреннее состояние человека. Книга ДХ и МГ не научпоп, а лирика, признание в любви к картине, какими бы способами она ни была сделана. 

Замечательная особенность издания — то, что все изображения помещены рядом с высказываниями о них. Читатели исследуют картины вместе с Хокни и Гейфордом. И хотя воспроизведены всем знакомые, хрестоматийные вещи, все равно смотришь на них если не по-новому, то с удовольствием. Как на родных. И обнаружив сходство композиций кадра из «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса (1941) и «Благовещения» Лоренцо Лотто (около 1534), радостно удивляешься, словно увидел собственный нос на фотографии прапрабабушки. Естественно, что и вещи самого Хокни начинаешь понимать гораздо лучше.

Он работал с разными медиа: писал картины, занимался фотографией, пользовался iPhone и iPad. И в 80 лет Хокни охотно экспериментирует. Он считает, что возможность создавать картины с помощью смартфонов и распространять их в соцсетях произвела революцию в мире образов, сравнимую с распространением книгопечатания. Но, чем больше в мире изображений, тем меньше их ценность. «Надо полагать, большая их часть исчезнет, причем почти мгновенно. Какие-то из них кто-то решит сохранить, и они останутся. Сохранение — всегда результат того, что кто-то решил о нем позаботиться. Это вопрос любви».

Просмотры: 9925
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Строительство Большого Египетского музея завершается
Фараон Хеопс потратил 20 лет на строительство своей Великой пирамиды. С 2002 года, когда был объявлен архитектурный конкурс на новый музей, и до его открытия в следующем году пройдет как раз около двух десятилетий.
16 сентября 2020
5
Библиотека Хантингтона готова представить посветлевшего «Мальчика в голубом»
Реставрация картины заняла полтора года, а сопровождавшую ее небольшую выставку посетило более 200 тыс. человек, которые могли наблюдать за ходом работ.
15 сентября 2020
6
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
7
Абель Феррара: «Сибирь — это магическое и мистическое пространство»
Американский режиссер Абель Феррара приехал в Москву на премьеру своего фильма «Сибирь» в кинотеатре «Иллюзион», ставшую закрытием The Art Newspaper Russia FILM FESTIVAL. Он рассказал, что для него значит Сибирь и почему кино так похоже на сон
15 сентября 2020
8
Ретроспектива Хаяо Миядзаки станет первой выставкой в Музее Академии кинематографических искусств
Иммерсивная выставка погрузит посетителей в анимационные миры японского мультипликатора в новом музее, который строится в Лос-Анджелесе по проекту Ренцо Пьяно.
15 сентября 2020
9
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
10
Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина
Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии.
17 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru