18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Безумные сказки о русской жизни Рината Волигамси

№60
Материал из газеты

Первая музейная ретроспектива художника из Уфы откроется 14 февраля в Московском музее современного искусства

Ринат Волигамси (р. 1968) вышел не из «Шинели» Гоголя, а скорее, из его «Носа». Фантасмагорическая история коллежского асессора Ковалева по степени абсурда близка сюрреалистичным живописным сагам Волигамси. Художник из Уфы стал знаменит, ярко заявив о себе проектом «Снег». Впервые он был показан в галерее «11.12» в параллельной программе 5-й Московской биеннале в 2013 году, а затем номинирован на Премию Кандинского в 2014-м. Безумная жизнь советского военного городка, затерянного в вечной зиме, была написана с документальной точностью в технике «холст, масло», хотя в ее основе лежали черно-белые фотографии из советских газет. Интерес к выдуманным историям появился у Волигамси еще в ­2000-х, когда родился его первый художественный мем, посвященный жизни Владимира Ленина и его брата-близнеца, созданного в Photoshop. С тех пор фантастические, подкрепленные псевдодокументальными доказательствами истории вошли в художественный арсенал Волигамси. Впрочем, этот прием хорошо известен еще со времен московского концептуализма, макабрических проектов Елены Елагиной и Игоря Макаревича.

На первой музейной ретроспективе художника будут показаны работы последних десяти лет. Ее куратор Валентин Дьяконов соединил проекты разных лет, строя экспозицию как хронику жизни вымышленного города Двоегорска — побратима американского поселения Твин-Пикс. 

«Ужасы нашего городка» вполне могли бы посоревноваться с сериалом Дэвида Линча. Старушка, подкармливающая динозавров, ящики, где вместо боеприпасов хранится снег, вскарабкавшиеся друг на друга избушки, пожалуй, могли бы появиться и в галлюциногенных романах Павла Пепперштейна. Между тем, глядя на все эти сюрреальные сюжеты, возникает настолько настоящее ощущение русской жизни, где безумная сказка стала безумной былью, что хочется ущипнуть себя, чтобы скорее очнуться от дурного сна.

Московский музей современного искусства
Ринат Волигамси. Двоегорск
14 февраля – 18 марта

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+