Ринат Волигамси (р. 1968) вышел не из «Шинели» Гоголя, а скорее, из его «Носа». Фантасмагорическая история коллежского асессора Ковалева по степени абсурда близка сюрреалистичным живописным сагам Волигамси. Художник из Уфы стал знаменит, ярко заявив о себе проектом «Снег». Впервые он был показан в галерее «11.12» в параллельной программе 5-й Московской биеннале в 2013 году, а затем номинирован на Премию Кандинского в 2014-м. Безумная жизнь советского военного городка, затерянного в вечной зиме, была написана с документальной точностью в технике «холст, масло», хотя в ее основе лежали черно-белые фотографии из советских газет. Интерес к выдуманным историям появился у Волигамси еще в 2000-х, когда родился его первый художественный мем, посвященный жизни Владимира Ленина и его брата-близнеца, созданного в Photoshop. С тех пор фантастические, подкрепленные псевдодокументальными доказательствами истории вошли в художественный арсенал Волигамси. Впрочем, этот прием хорошо известен еще со времен московского концептуализма, макабрических проектов Елены Елагиной и Игоря Макаревича.
На первой музейной ретроспективе художника будут показаны работы последних десяти лет. Ее куратор Валентин Дьяконов соединил проекты разных лет, строя экспозицию как хронику жизни вымышленного города Двоегорска — побратима американского поселения Твин-Пикс.
«Ужасы нашего городка» вполне могли бы посоревноваться с сериалом Дэвида Линча. Старушка, подкармливающая динозавров, ящики, где вместо боеприпасов хранится снег, вскарабкавшиеся друг на друга избушки, пожалуй, могли бы появиться и в галлюциногенных романах Павла Пепперштейна. Между тем, глядя на все эти сюрреальные сюжеты, возникает настолько настоящее ощущение русской жизни, где безумная сказка стала безумной былью, что хочется ущипнуть себя, чтобы скорее очнуться от дурного сна.
Московский музей современного искусства
Ринат Волигамси. Двоегорск
14 февраля – 18 марта