The Art Newspaper Russia
Поиск

Безумные сказки о русской жизни Рината Волигамси

Первая музейная ретроспектива художника из Уфы откроется 14 февраля в Московском музее современного искусства

Ринат Волигамси (р. 1968) вышел не из «Шинели» Гоголя, а скорее, из его «Носа». Фантасмагорическая история коллежского асессора Ковалева по степени абсурда близка сюрреалистичным живописным сагам Волигамси. Художник из Уфы стал знаменит, ярко заявив о себе проектом «Снег». Впервые он был показан в галерее «11.12» в параллельной программе 5-й Московской биеннале в 2013 году, а затем номинирован на Премию Кандинского в 2014-м. Безумная жизнь советского военного городка, затерянного в вечной зиме, была написана с документальной точностью в технике «холст, масло», хотя в ее основе лежали черно-белые фотографии из советских газет. Интерес к выдуманным историям появился у Волигамси еще в ­2000-х, когда родился его первый художественный мем, посвященный жизни Владимира Ленина и его брата-близнеца, созданного в Photoshop. С тех пор фантастические, подкрепленные псевдодокументальными доказательствами истории вошли в художественный арсенал Волигамси. Впрочем, этот прием хорошо известен еще со времен московского концептуализма, макабрических проектов Елены Елагиной и Игоря Макаревича.

На первой музейной ретроспективе художника будут показаны работы последних десяти лет. Ее куратор Валентин Дьяконов соединил проекты разных лет, строя экспозицию как хронику жизни вымышленного города Двоегорска — побратима американского поселения Твин-Пикс. 

«Ужасы нашего городка» вполне могли бы посоревноваться с сериалом Дэвида Линча. Старушка, подкармливающая динозавров, ящики, где вместо боеприпасов хранится снег, вскарабкавшиеся друг на друга избушки, пожалуй, могли бы появиться и в галлюциногенных романах Павла Пепперштейна. Между тем, глядя на все эти сюрреальные сюжеты, возникает настолько настоящее ощущение русской жизни, где безумная сказка стала безумной былью, что хочется ущипнуть себя, чтобы скорее очнуться от дурного сна.

Московский музей современного искусства
Ринат Волигамси. Двоегорск
14 февраля – 18 марта

Просмотры: 3278
Популярные материалы
1
Новое пространство Музеев Московского Кремля откроется в 2022 году
В Средних торговых рядах на Красной площади полным ходом идет грандиозная реставрация, после завершения которой Музеи Московского Кремля перевезут экспонаты из-за Кремлевской стены и сделают их доступнее.
07 декабря 2018
2
Виктор Шалай: «Нужно или увольняться, или менять систему»
Директор Приморского музея им. В.К.Арсеньева рассказал нам о том, зачем возит во Владивосток коллекции из глубинки, о непростых управленческих решениях, самоокупаемости культуры, а также об особенностях исторической памяти на Дальнем Востоке.
10 декабря 2018
3
Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю
Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже.
07 декабря 2018
4
Директор Галереи Боргезе Анна Колива восстановлена в должности после обвинений в прогулах
Министерство культуры Италии в апреле отстранило Коливу от должности из-за жалобы музейного охранника, который утверждал, что она постоянно посещала спортзал в рабочее время. Решение довести дело до суда вызвало возмущение общественности.
06 декабря 2018
5
Жизнь Пегги Гуггенхайм в искусстве
Экстравагантность «принчипессы» бросалась в глаза, но была не единственным достоинством.
07 декабря 2018
6
Михаил Пиотровский: «Все равно будем делать то, что считаем важным и нужным»
Генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России считает, что культуре необходима свобода, а музеям — автономность.
11 декабря 2018
7
РОСИЗО провел мозговой штурм
Новое руководство разберется с имущественным комплексом, избавится от затратных строек и начнет проводить выставки в исторических парках «Россия — моя история».
07 декабря 2018
8
Апгрейд для старых мастеров
Рубеж 2018–2019 годов обещает стать важной вехой в долгой и драматичной истории Государственного художественного собрания Дрездена.
07 декабря 2018
9
Субодх Гупта: «Я даже имени Пикассо не знал, не говоря уже о Дюшане»
В интервью The Art Newspaper Russia художник рассказал, почему паблик-арт не должен вызывать споров и как найти вдохновение в самых обычных вещах.
06 декабря 2018
10
Эрмитаж, Третьяковку и балет — в регионы
В трех городах начали стремительно строить культурно-образовательные комплексы. Для этого был создан фонд «Национальное культурное наследие».
10 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru