The Art Newspaper Russia
Поиск

Музей хлеба в Санкт-Петербурге расширил экспозицию в два раза

В историческом здании недалеко от Финляндского вокзала к прежним четырем залам добавилось еще столько же

По меркам музейной жизни он совсем юный: в 2018 году Музею хлеба исполняется 30 лет. На закате советской эпохи на базе объединения «Ленхлебпром» был создан ведомственный Музей истории хлебопечения, первый в стране. Тогда главными считались две задачи. Еще были живы блокадники, выпекавшие хлеб, и важно было собрать их свидетельства. Другая задача — привлечь молодое поколение к профессии хлебопека. 

Музей получил 730 кв. м в здании комбината хлебобулочных изделий на Лиговском проспекте. Экскурсии завершались в действующем цехе. Но в начале 1990-х годов комбинат закрыли, приватизированное здание превратилось в бизнес-центр, проблемы профориентации никого больше не интересовали. Чтобы спасти коллекцию, первый директор музея Михаил Глазамицкий добился создания городского учреждения культуры «Музей хлеба». Распоряжение подписал в 1993 году Владимир Путин, в тот момент исполнявший обязанности мэра Санкт-Петербурга.

Музей начали трансформировать в историко-бытовой, чтобы привлечь в него самую широкую, прежде всего детскую, аудиторию. Сотрудники обошли все хлебозаводы, собрали материалы и старое, «антикварное» оборудование. Общались с профильными коллекционерами, которых совсем немного, и они себя не афишируют. Проводились закупки, принимались дары: посуда, утварь, бытовые предметы. В итоге Музей хлеба стал обладателем уникального артоса середины XIX века — расписанного пасхального хлеба. Вставленный в оклад наподобие иконы, он чудом пережил блокаду. Неизменной популярностью у посетителей пользуется и большая коллекция фантиков и кондитерских коробок эпохи модерна: «Жорж Борман», «Ландрин», «М. Конради». Общий объем фондов достиг 30 тыс. единиц хранения.

Со временем сожительство с бизнес-центром перестало устраивать обе стороны, начались долгие поиски свободного помещения, принадлежащего Петербургу. В 2009 году в двух шагах от Финляндского вокзала освободилось здание районного суда общей площадью почти 2 тыс. кв. м. Как говорит Марина Яковлева, возглавляющая Музей хлеба с 1995 года, это было предложение, от которого не отказываются. Хотя статус памятника архитектуры сулил много проблем при приспособлении особняка под музей. «Все, что разрешил нам комитет по охране памятников, — это передвинуть одну перегородку и пробить дверь для доступа из гардероба в туалет», — замечает Яковлева. Впрочем, строгости объяснимы. Дом построен в 1827–1829 годах потомственным почетным гражданином, купцом Иваном Пастуховым, владевшим большим участком на берегу Невы неподалеку от нынешнего Финляндского вокзала. Первый этаж каменный, второй — деревянный. Памятников деревянной архитектуры в центре Петербурга осталось совсем немного. Советское время пощадило главную ценность интерьеров — изразцовые печи, они были зашиты и хорошо сохранились. Одна из них отделана кузнецовским фарфором.

Реставрационные работы в доме Пастухова начались в 2011-м, музей поселился там в декабре 2015 года. До этого опросили постоянных посетителей, что они в первую очередь хотели бы видеть на новом месте. Те высказались за четыре прежних раздела: «Блокадный хлеб», «Петербургская кондитерская», «Хлеб в культуре восточных славян» и «Кухня по Елене Молоховец». В кондитерской, помимо упаковок, выставлены обшитый деревом кассовый аппарат Anker 1920-х годов и немецкая тестоделительная машина фирмы «Г. Гербет». В зале Молоховец показана утварь, упомянутая в знаменитой кулинарной книге. Например, жестяной сотейник для форшмака, селянки, рубцов, битоса, соуса из почек. Или керамический фильтр для воды бирмингемской фирмы «Эдвард Гем и Ко».

Четыре новых раздела постепенно воссоздают хлебную хронологию. Первый — «Торговля хлебом в Петербурге в XVIII — начале XX века» — рассказывает о ночных лавках, московских, немецких, французских булочных, разносчиках, торговле с лотков. 

Второй — «Производство хлеба и торговля в Ленинграде в 1945 — 1990-е годы» включает такие неожиданные темы, как освоение целины, хлеб для космонавтов, а также историю знаменитого кафе «Сайгон» и менее известных, но тоже заслуживших неформальные прозвища «Лягушатника» и «Колобка». 

Третий раздел посвящен строительству Кушелевского и Левашовского хлебозаводов — хрестоматийных памятников ленинградского конструктивизма. Там была применена система выпечки хлеба инженера Георгия Марсакова: на верхний этаж загружались вода и мука, внизу фургоны забирали готовые буханки.

Четвертый зал — «Снабжение Петербурга зерном в XVIII — начале XX века». До появления железных дорог зерно из Черноземья и Поволжья в столицу доставляли по трем водным системам: Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской.  

Просмотры: 761
Популярные материалы
1
Поцелуй в истории искусства
Страстные и мифологические, растиражированные и непристойные, однополые и даже патриотические — смотрите нашу подборку самых известных (и не очень) арт-поцелуев ко Дню всех влюбленных.
14 февраля 2018
2
Шедевры Густава Климта стали доступнее
В венском Музее истории искусств вновь установили «Лестницу к Климту», а в шкафу бывшего музейного секретаря нашли его считавшийся утраченным рисунок.
16 февраля 2018
3
Дэвид Хокни написал свою историю искусства
Издательство «Ад Маргинем Пресс» в рамках совместной программы с МСИ «Гараж» выпустило книгу «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», в которой знаменитый художник беседует с историком искусства и писателем Мартином Гейфордом.
16 февраля 2018
4
Умер Александр Шаталов
Телеведущая и писательница Светлана Конеген и директор музея-заповедника Василия Поленова Наталья Поленова вспоминают о своем друге поэте и издателе Александре Шаталове.
16 февраля 2018
5
Те же, но в Манеже: репортаж с ярмарки Russian Art & Antique Fair
Сегодня в московском Манеже открывается ярмарка классического и современного искусства RAAF (13–18 февраля). В матче между классиками и современниками счет пока в пользу классиков.
13 февраля 2018
6
Ольга Кабанова: Казус Полисского и синдром тотальной бдительности
Арт-критик и редактор The Art Newspaper Russia o ситуации с «Пламенеющей готикой», сгоревшей на Масленицу в Никола-Ленивце.
19 февраля 2018
7
Николай Полисский о «Пламенеющей готике»: «Это созданный на пустом месте конфликт»
Художник и основатель фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» Николай Полисский рассказал TANR о скандале вокруг его произведения «Пламенеющая готика».
19 февраля 2018
8
«Мадонна во славе» вернулась в Эрмитаж
Музей завершил многолетнюю реставрацию одного из шедевров Россо Фьорентино — «Мадонны во славе».
15 февраля 2018
9
Три выставки недели
Каждое третье воскресенье месяца музеи, находящиеся в ведении города Москвы, можно посетить бесплатно. Предлагаем «Ретроспективу» Всеволода Тарасевича в МАММ, «Войти в историю» в Музее Москвы и «Северный путь» в Дарвиновском музее.
16 февраля 2018
10
Советское ар-деко покажут в галерее «Эритаж»
Предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, созданные в СССР в конце 1920-х — 1930-е годы, соседствуют на выставке с эталонными образцами стиля ар-деко из Нью-Йорка и Парижа.
19 февраля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru