The Art Newspaper Russia
Поиск

Многоконфессиональный Рерих: мирискуссник, гуру, гражданин мира

Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых

Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых

140-летие художника Русский музей отметит большой выставкой.

Русский музей сопроводил выставку к 140-летию со дня рождения Николая Рериха альбомом, который мог бы выйти и 100 лет назад. В нем, если не считать предисловия Евгении Петровой, заместителя директора музея по науке, и цитат из дневников самого Рериха, только старые тексты: Сергея Маковского, Александра Бенуа, Леонида Андреева. Не в последнюю очередь это говорит о герметичности творчества Рериха, который остался в истории отечественного искусства немного мирискусником, главным русским фанатом Индии, а также автором знаменитого пакта о защите культурных ценностей человечества («Пакт Рериха»).

Выставка (около 300 экспонатов) из Русского музея, Третьяковки, Музея-заповедника «Петергоф» и Научно- исследовательского музея РАХ предъявляет главные ипостаси художника. Бенуа говорил о том, что «Рериху дорога юрта кочевника, а меня тянет к стройным кипарисам ». И дальше — о своем желании привить всем людям язык богов, тогда как Рерих предпочитает язык дикарей, «без путаницы, внесенной так называемой цивилизацией ». В Петербурге этот дискурс до сих пор актуален, вспомним хотя бы споры неоакадемистов и последователей «новых диких».

Центром выставки стал первый полный показ сюиты Богатырский фриз — декоративных панно, созданных Рерихом в 1910 году для дома Торгово-промышленного товарищества «Бажанов и Чувалдина» в Петербурге. Филадельф Бажанов и Екатерина Чувалдина с десятью детьми занимали 40-комнатную квартиру, где монументальное панно располагалось в большой столовой, поэтому «Садко» с купеческми ладьями «в кильватерном строю» имеет размеры 2х7 метров. Это панно повторяет композицию ранней известной картины художника «Иноземные гости». Остальные сюжеты сюиты также мифологемны и патриотичны: Витязь; Баян; Илья Муромец. Выбивается из этого ряда только Соловей-разбойник, свистящий свою бандитскую трель из избушки на мощных деревянных ногах. Богатырский фриз показывает окончательный отход Рерихастанковиста от приглушенной северной гаммы, свойственной, например, его картонам Идолы и Каменный век. Север. Олени. Палитра Рериха становится контрастной, цвета — открытыми. Горный пейзаж Граница царств и Тени (оба — 1916) с наскальными рисунками, как будто бы освещенными первобытным костром, предвещает гималайские пейзажи, где преобладают оттенки синего и красного.

Из позднего Рериха интересны пейзажи Эверест и Голубые горы, а также сюрреалистичные Облако-стрелок и Ко- вер-самолет, где Рерих изображает себя как мага, способного укротить зловещее сияние предзакатного неба, стать покровителем всех людей. Ковер-самолет был создан в 1939 году — и эта датировка символична, как и последующие. Картина Ждущая датирована 1941-м, Борис и Глеб и Поход Игоря — 1942-м, Мрачный утес; Партизаны; Единоборство Мстислава с Редедей — 1943-м, а Весна священная — 1945-м. Любопытны у Рериха партизаны с длинными бородами, в белых маскхалатах: кажется, они воюют не в брянских лесах, а в предгорьях Гималаев. Но мифологизированное представление художника о реальных событиях придает его картинам общечеловеческий масштаб. И здесь, несмотря на «герметичность » творчества Рериха, вдруг неожиданно актуализируется другой сюжет его искусства — «многоконфессиональность ». Кроме упомянутых Бориса и Глеба, это Кришна и Пророк Мухаммед на горе Хира.

Просмотры: 2967
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
На ВДНХ за фальшстеной нашли горельеф
Композиция «Праздничный Ленинград» была найдена при реставрации павильона «Оптика».
14 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Мировые арт-ярмарки могут перенести еще на год
В первой половине 2020 года из-за пандемии продажи искусства упали на 36%, и галереи были вынуждены сократить штат в среднем на треть. Оптимизм в отношении следующего года тоже тает на глазах.
14 сентября 2020
5
Строительство Большого Египетского музея завершается
Фараон Хеопс потратил 20 лет на строительство своей Великой пирамиды. С 2002 года, когда был объявлен архитектурный конкурс на новый музей, и до его открытия в следующем году пройдет как раз около двух десятилетий.
16 сентября 2020
6
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
7
Шедевры Мельникова в ожидании заботливых рук
В год 130-летия великого конструктивиста Музей архитектуры привлек внимание к четырем зданиям его авторства, состояние которых может вызывать те или иные опасения.
14 сентября 2020
8
Библиотека Хантингтона готова представить посветлевшего «Мальчика в голубом»
Реставрация картины заняла полтора года, а сопровождавшую ее небольшую выставку посетило более 200 тыс. человек, которые могли наблюдать за ходом работ.
15 сентября 2020
9
Абель Феррара: «Сибирь — это магическое и мистическое пространство»
Американский режиссер Абель Феррара приехал в Москву на премьеру своего фильма «Сибирь» в кинотеатре «Иллюзион», ставшую закрытием The Art Newspaper Russia FILM FESTIVAL. Он рассказал, что для него значит Сибирь и почему кино так похоже на сон
15 сентября 2020
10
Премия Кандинского присоединится к «Инновации» в Нижнем Новгороде
В 2021 году награждение премией станет частью празднования 800-летия города.
14 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru