18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Право на величие утверждает выставка в Баку

Центр Yarat, оплот международного современного искусства в регионе, открыл выставку «Разрушаясь, стремимся ввысь». Главный редактор TANR Милена Орлова поделилась своими впечатлениями о проекте

Поэтическое название «Разрушаясь, стремимся ввысь» не обманывает: пятеро художников из разных стран, среди которых такие звезды, как Ян Фабр и Гошка Мацуга, в монументальных работах представили свое видение нынешнего состояния мира, который и цепляется за прошлое, и пытается двигаться вперед.

Несколько туманная концепция кураторов Суад Гараевой-Малеки и арт-директора центра Yarat Бьерна Гельдхофа, где упоминаются энтропия, растерянность, забвение, в данном случае, скорее, на пользу выставке — череда странных и впечатляющих образов складывается в замысловатый пазл, в котором перемешаны роботы и бюсты Маркса — Энгельса, скарабеи и первобытные наконечники стрел, спасательные шлюпки и мраморные статуи. Все это напоминает об обломках цивилизации, выброшенных на берег после какого-то грандиозного крушения.

Сам состав участников выставки тоже выглядит живописно: Ян Фабр, знаменитый бельгиец; Важико Чачхиани, родом из Тбилиси, живет в Берлине; Стивен Г. Родс, американец, из Лос-Анджелеса; Реза Арамеш, иранец; Гошка Мацуга, полька, оба живут в Лондоне. Все они приехали на вернисаж пообщаться с местной публикой.

Некоммерческая организация Yarat (по-азербайджански «твори») была основана в 2011 году Аидой Махмудовой и сегодня в Азербайджане и на прилегающих территориях играет ту же роль проводника мировых трендов в искусстве, что и, например, московский музей «Гараж». В 2015 году Yarat обосновался в отреставрированном судостроительном заводе на берегу моря. Помимо основного выставочного пространства, в состав Yarat входят экспериментальная студия для азербайджанских художников, галерея, арт-резиденции (11 мастерских) и образовательная программа.

Самое грандиозное произведение на выставке — это занавес (7х15 м) цвета синей шариковой ручки, перекрывающий высоту цеха бывшего советского судостроительного завода. Автор, Ян Фабр, прославившийся в России после выставки в Эрмитаже, вызвавшей бурную реакцию зрителей, охотно рассказал TANR о своем шедевре под названием «Дорога от земли к звездам не вымощена».

«Это работа 1987 года, она сделана шариковыми ручками. Это было время, когда я спрашивал себя: что такое рисование? Обычно это несколько линий, какие-то подготовительные наброски, скетчи, например для скульптуры. Я решил сделать наоборот — создать нечто монументальное в рисунке. Здесь 10 тыс. линий. Их можно видеть и на лицевой стороне, и на обороте, то есть рисунок как бы становится скульптурой. Двадцать моих ассистентов три месяца зарисовывали на этом полотне следы насекомых — это были скарабеи. С обратной стороны — скульптуры бычьих голов, они поддерживают полотно. Вглядитесь, и вы увидите разные силуэты на холсте — внутри этой работы много смыслов». Мерцающее синевой и слегка колышущееся полотнище дает ощущение горизонта — то ли неба, то ли моря.

В следующем зале выстроена такая же огромная деревянная клетка, затянутая целлофаном, набитая всяким старым жалким скарбом, подсвеченная и озвученная полицейскими мигалками. По углам зала расставлены вздыбленные резиновые лодки, движущиеся, как будто преодолевая штормовые волны, с фигурами гребцов — зловещих садовых гномов, и тотемные столбы, при ближайшем рассмотрении оказывающиеся составленными из восковых младенческих головок. Расположенные внутри экраны транслируют издевательски веселые телешоу и бодрую рекламу. Даже без пояснений понятно, что автор этой инсталляции Стивен Г. Родс описывает последствия какой-то грандиозной катастрофы, причем не только метафорической. В основе инсталляции — бедствия его родной Луизианы, которые не кончились с ураганом «Катрина», почти уничтожившим Новый Орлеан. Но взгляд художника распространяется и куда шире американского континента, он напоминает о судьбах многих несчастных, лишившихся своего имущества и прозябающих в лагерях для беженцев по всему свету. Эта работа, впервые показанная на последней Стамбульской биеннале, носит длинное саркастическое название «Добро пожаловать в Ассампшен, или Частная бедность и ее дружки», причем Assumption — это и название особо пострадавшего городка в Луизиане, и слово, которое переводится как «успение» и как «лицемерие».

Не слишком благополучные, хотя и прекрасные пейзажи современной Грузии появляются в фильме «Зима, которой не было» Важико Чачхиани. Его герой, похожий на постаревшего Мимино, цепляет к своему грузовику выловленную в море статую неопознаваемого деятеля эпохи социализма и едет с ней по дороге вдоль полей, гор и обшарпанных пятиэтажек. В пути памятник теряет сначала лицо (его буквально стирает об асфальт), потом голову, а потом и вовсе рассыпается в прах. Хотя мы все видели немало эффектных эпизодов свержения опостылевших истуканов, эта история расставания с прошлым все равно ранит.

Советские артефакты квартируют и в инсталляции Гошки Мацуги «До начала и после конца». Настольные гипсовые Маркс — Энгельс, резной деревянный сувенир к 50-летию Азербайджанской ССР наряду со средневековым манускриптом сочинений знаменитого арабского врача Абуль-Хасима Захрави и древними статуэтками были позаимствованы у местных музеев. «Эта работа уже показывалась в Фонде Prada в Милане, и я специально прошу кураторов подобрать мне объекты, которые происходят из конкретного места, чтобы вплести локальную историю в общую канву, — рассказывает художница. — Но переписку Альберта Эйнштейна и Зигмунда Фрейда, которую вы можете видеть в инсталляции, я сохраняю во всех вариантах работы».

Все эти интересные предметы расставлены на длинных, десятиметровых столах с разложенными на них бумажными свитками. Они испещрены всевозможными рисунками, тоже, кстати, сделанными шариковой ручкой. Тут и созвездия, и формулы, и тексты, орнаменты и изображения детей. Кажется, что кто-то, как студент, решил составить конспект всей человеческой мудрости, от Древнего Египта до наших дней. Фокус состоит в том, что рисунки сделаны не рукой человека, а роботами (соавтором Мацуги выступил сконструировавший их Патрик Трессет). Это обстоятельство дает неожиданный поворот размышлениям о нашей цивилизации и о том, где она кончается и начинается в другом качестве. Забавно, что росчерки ассистентов Фабра скорее можно принять за работу роботов, чем наброски, сделанные умными машинами Трессета. Хотя и у Фабра это искусство не совсем человеческое, ведь линии следуют за движениями жуков.

Обманчивыми оказываются и статуи полуобнаженных юношей из каррарского мрамора, в полтора человеческих роста, Резы Арамеша. И материалом, и тщательной проработкой, да и названием «Участок осени: исследования ренессансного сада», они вроде бы следуют традиции классической скульптуры и на первый взгляд напоминают вариации на тему фигур рабов, известную со времен Древнего Рима. Однако не все так просто. Художник не лепит с моделей в студии, а инсценирует в скульптуре отрывки из видеозаписей криминальных новостей, превращая конкретных героев в символы современного страдания, насилия и унижения. Одна из фигур, с мешком на голове, обозначена как «В пять часов в среду 9 июля 2014 года»; над другим персонажем, со связанными руками, измывались в «воскресенье, в 18:20, 2 апреля 2006 года».

И эта работа, и другие произведения на выставке, ставившей, помимо прочего, своей задачей рассмотреть понятие монументальности в современном искусстве, обладают интригующей двойственностью. Несмотря на совершенно разный бэкграунд авторов, в совокупности их произведения создают тот самый образ мира, который кураторы обозначили в названии, где история, как ни пытаются ее забыть, не исчезает: утонувшее в одном месте всплывает в другом, разрушенные статуи тиранов возрождаются в фигурах рабов, и даже насекомые и роботы обретают свое право на величие.

До 18 февраля 2018. Вход свободный

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+