18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Объявлены лауреаты II Ежегодной премии The Art Newspaper Russia

4 апреля 2014 года в ЦВЗ «Манеж» состоялась торжественная церемония вручения II Eжегодной премии газеты The Art Newspaper Russia за 2013 год. Лауреатами премии стали самые значимые, по мнению редакции, культурные события прошедшего года  в номинациях «Книга года», «Выставка года», «Музей года», «Реставрация года» и «Личный вклад».

«Наша премия ставит перед собой цель поощрить тот неоценимый вклад, который каждый год вносят деятели искусства в сохранение культурного наследия, развитие художественного рынка и пропаганду российского искусства как в России, так и за рубежом», — комментирует Инна Баженова, издатель The Art Newspaper Russia. В этом году событие было официально включено в программу перекрестного Года культуры Великобритании и России. Министр культуры РФ Владимир Мединский направил гостям и участникам церемонии приветственную телеграмму.

«Формируя шорт-лист премии, мы просматриваем номера нашей газеты за год, выбирая самые яркие события, о которых писали, советуемся с экспертами в таких специальных сферах, как, например, реставрация, учитываем общественный резонанс того или иного события (скажем, для выставок важным критерием является посещаемость), а далее начинаем спорить. Вот как это происходит», — говорит Милена Орлова, главный редактор The Art Newspaper Russia.

Как и в прошлом году, церемония награждения, поставленная режиссером Алексеем Аграновичем,  получила яркое концептуальное решение. Она напомнила присутствовавшим о недавнем открытии зимней Олимпиады в Сочи. Шоу в Манеже тоже включало в себя световые проекции, мобильные декорации и хореографические номера, а одним из его главных героев стал Мальчик Слава, глазами которого зрителям предлагалось посмотреть на достижения лауреатов, каждому из которых был посвящен оригинальный перформанс. Церемонию открыла издатель The Art Newspaper Russia Инна Баженова.

Трибуны импровизированного стадиона вместили около 600 гостей: художников, критиков, кураторов, галеристов, искусствоведов, музейщиков, коллекционеров, антикваров, представителей бизнеса. Среди них присутствовали банкир и основатель Института русского реалистического искусства Алексей Ананьев, галерист Марат Гельман, исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели с супругой модельером Кирой Сакарелло, художники Дмитрий Гутов и Георгий Острецов, совладелец галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин, комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн, коллекционер и предприниматель Валерия Роднянская, директор Sotheby’s в России и СНГ Михаил Каменский, владельцы аукционного дома MacDougall’s Екатерина и Уильям Мак-Дугалл, галерист Кристина Краснянская, лауреат премии прошлого года совладелец Viennafair Дмитрий Аксенов, коллекционер Валерий Дудаков, телеведущая Екатерина Мцитуридзе.

Почетными гостями церемонии стали основатель англоязычной газеты The Art Newspaper Анна Сомерс Кокс, главный исполнительный директор «Уралсиб|Private Bank» (генерального партнера мероприятия) Ольга Дегтярева, заместитель директора Британского совета Клэр Дебрекелир.

Первой номинацией в церемонии стала «Книга года», победителем в которой был признан сборник статей и документов под редакцией Николая Молока «Русские художники на Венецианской биеннале. 1895-2013». Сборник был издан фондом Stella Art Foundation к 100-летию павильона России на биеннале. В книге впервые подробно освещены дореволюционные русские выставки, курировавшиеся Ильей Репиным и Сергеем Дягилевым, представлены редкие фотографии, интервью, уникальные архивные материалы о российском участии в главной художественной выставке мира в советское и постсоветское время. Книга рассказывает не только об истории искусства, но и о культурной дипломатии. Радиоуправляемые гондола и броненосец «Потемкин» кружились в танце по проецируемым на стадион венецианским каналам под пение Мальчика Славы и хора. Серенада Шуберта и арфа, песня Василия Шумова «Все наше навсегда» и баян чередовались друг с другом.

Лучшей выставкой года стала «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом», которая проходила в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Редакцией были отмечены хорошая организация и нетривиальный подход в продвижении выставки и интерактивная программа перформансов, музыкальных посвящений и лекций. В 2013 году выставка стала самой посещаемой в музее, представив наследие знаменитой авангардистки во всей полноте. Оригинальный номер для этой номинации — танец «Пушкиных» в лабиринте картин выставки, отсылка к другой Наталье Гончаровой, более знаменитой двоюродной бабушке художницы, — был поставлен хореографом-постановщиков Олегом Глушковым, лауреатом «Золотой маски». Приз приняла генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Номинацию «Музей года» предварял номер, который отсылал зрителя к исторической фотографии Майбриджа, впервые  запечатлевшей фазы движения и фотовспышки. Он был исполнен олимпийской чемпионкой 2008 года гимнасткой Анной Гавриленко под музыку Филипа Гласса The Photographer. Победителем стал Мультимедиа Арт Музей Москва (МАММ) во главе со своим директором и основательницей Ольгой Свибловой. Именно благодаря МАММ, отмечают эксперты, фотография ныне признана публикой как вид искусства. А Мультимедиа Арт Музей сегодня — это и масштабные фотобиеннале, и городской конкурс «Серебряная камера», и такие выставочные хиты, как «Кабаков и Лисицкий», экспозиция Ребекки Хорн, «Коллекция Дэмиена Херста», и существующая при музее Школа Родченко, выпускающая перспективных  молодых художников. Музей сумел создать свою аудиторию — молодую, мобильную и открытую новому.

В номинации «Реставрация года» отмечена многолетняя работа по реставрации памятника мировой архитектуры модернизма — библиотеки Алвара Аалто в Выборге, главной достопримечательности и культурного центра города. Здание, построенное в 1935 году, выстоявшее в годы Великой Отечественной войны, но сильно пострадавшее в последующие десятилетия, реставрировалось  финскими и российскими специалистами очень тщательно и скрупулезно, ему возвращались исходные композиции помещений и уникальные материалы отделки. После реставрации в нем продолжает работать городская библиотека. Под музыку, написанную Павлом Кармановым специально для церемонии, Мальчик Слава читал азбуку, в то время как роллеры выстраивали из гигантских кубиков с буквами стену с изображением фасада библиотеки.

Для заключительной номинации «Личный вклад», лауреатами которой в этом году стали основатели благотворительного фонда «Айрис» Роман Абрамович и Дарья Жукова, режиссер Юрий Квятковский, создатель спектакля «Копы в огне», подготовил театральный номер о них. Красочная постановка в жанре комикса началась с танца актрисы в образе Дарьи Жуковой, которая старалась привлечь внимание Романа и отвлечь его от «Челси», но, не добившись успеха, ушла читать газету The Art Newspaper Russia, в то время как Роман выигрывает для нее футбольный кубок, но он ей уже не нужен. Чтобы вернуть расположение Дарьи, Роман нанимает агентов 007, которые собирают по всему свету для нее лучшие произведения искусства, создавая Центр современной культуры «Гараж». Таким символическим образом сила искусства возвращает их любовь.

По мнению редакции, деятельность благотворительного фонда «Айрис» по своему резонансу сложно с чем-то сравнить. Помимо выставок мирового музейного уровня в ЦСК «Гараж», это и открытие образовательного центра с архивом современного искусства, и издательская программа по публикации культурологических текстов, и планы развития Новой Голландии в Петербурге.

В подготовке церемонии принимало участие более 200 человек: актеров, художников, хореографов, постановщиков и декораторов. В качестве приза лауреаты премии получили скульптуры, созданные известным художником Сергеем Шеховцовым. Они представляют собой скрещение в форме латинской буквы V или часовых стрелок, подчеркивающих синхронизацию России с мировым художественным процессом, двух башен — символов двух стран: лондонского Биг-Бена и Спасской башни Московского Кремля.

Полную версию церемонии смотрите на телеканале «Дождь» 6 апреля 2014 года в 22:00.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+