The Art Newspaper Russia
Поиск

Четыре самые интересные выставки этой недели

Рисунки о рисунках в Русском музее, японская бронза эпохи Мейдзи в Историческом музее, американский фотограф Минккинен и арт-группа ЕлиКука в рамках Х Фотобиеннале — все самое интересное на выставках этой недели.

Выставка «Актуальный рисунок» в Русском музее структурирована по нескольким типам рисунка, где основные предложены кураторами, а выявлением «ближайших родственников» зрителю предстоит заняться самому. Первый тип — традиционное рисование в контексте актуального искусства (увеличение масштаба, использование в инсталляциях), сюда же относятся комиксы. Второй — рисунок художников-концептуалистов. Третий — постконцептуальный, как реакция на медийную реальность. Четвертый — репортажный, к нему при понятных оговорках относятся и граффити. Пятый — «другой» рисунок, то есть исполненный без его традиционных носителей и технологий (бумаги, пера и т. д.). В Русском музее можно увидеть римские штудии Валерия Кошлякова, неоакадемические эскизы Георгия Гурьянова, работы Дмитрия ПриговаКвадрат Малевича»), Павла Пепперштейна («Россия и гастарбайтер»), Сергея Мироненко и многих других.

Выставка «Японская бронза эпохи Мейдзи» в Государственном историческом музее представляет анималистическую бронзовую скульптуру Японии из собрания музея и коллекции Алексея Егорова. Она ограничивается одним, но поворотным моментом в истории Японии — эпохой Мейдзи (1868–1912), когда страна широко распахнула свои двери перед Европой. Японцы так увлеклись переменами, что перестали ценить свои обычаи и искусство. И только мелкая бронзовая пластика благодаря покровительству императора процветала и даже экспортировалась в большом количестве в Европу. Эти скромного размера фигурки вобрали в себя традиционные представления японцев о мироздании, эстетику аскетизма, идущую от дзен-буддизма, и натурализм, появившийся под влиянием европейской скульптуры. Все 14 экспонатов выставки демонстрируются впервые.

Американский фотограф Арно Рафаэль Минккинен давно уже классик. В России ретроспектива мастера проходит впервые. В Центре фотографии им. братьев Люмьер представлено 100 снимков, отражающих 40-летнюю карьеру Минккинена. «Процесс съемки большинства моих фотографий очень трудоемок, а иногда и опасен. И я не хочу подвергать еще кого-то тому риску, которому подвергаюсь сам: висеть над обрывом или нырять под воду ради моей картинки. Некоторые из моих снимков кажутся очень простыми, но на самом деле я испытываю границы возможностей человеческого тела или то, до какой степени оно готово рисковать». Но как фотографу удается снимать себя часто в немыслимых ракурсах и позах, озадачивающих даже искушенного зрителя? «Я не прибегаю к помощи ассистента. Вместо этого у меня в распоряжении девять секунд, чтобы оказаться в кадре, а еще я могу использовать длинный тросик, чтобы произвести спуск затвора и тут же выбросить его из кадра, зная, что через девять секунд камера выстрелит». Но при чем здесь приемы, когда снимки Минккинена буквально погружают вас в абсолютно сюрреальный мир? На вопрос, из чего он возникает, у Минккинена тоже готов обманчиво простой ответ: «Только камера знает, что произошло. Вы не узнаете, что там получилось, пока не проявите снимок. И если он хорош, то тайна так и останется тайной».

ММСИ-МОМА в Ермолаевском представляет, пожалуй, самый интерактивный и развлекательный проект в рамках Фотобиеннале-2014 — «Пропаганду фотографирования» от арт-дуэта Олега Елисеева и Евгения Куковерова ЕлиКука. Выставка прекрасно вписывается во всеохватывающий тренд селфи, только на этот раз без вандализма: экспозиция специально создана для того, чтобы призвать зрителей сниматься на фоне произведений, с участием произведений, да и самим становиться объектами искусства. Некоторые экспонаты сопровождаются подробными инструкциями по съемке, а некоторые оставляют простор для воображения. В общем, это как раз та выставка, на которую стоит пойти с друзьями или семьей, — воспоминания и многочисленные фото в Instagram гарантированы.

Просмотры: 2073
Популярные материалы
1
Фильмы об искусстве можно смотреть бесплатно на Nonfiction.film
Онлайн-кинотеатр Центра документального кино дарит бесплатную подписку на десять дней.
26 марта 2020
2
Флешмоб The Art Newspaper Russia: художники за все хорошее
И против всего плохого. Спецпроект The Art Newspaper Russia с художниками мастерских музея «Гараж».
27 марта 2020
3
Как Третьяковская галерея купила «Ветку» Андрея Монастырского
Одно из ключевых произведений московского концептуализма войдет в постоянную экспозицию музея на Крымском Валу.
27 марта 2020
4
Владимир Дубосарский: «Вообще-то, я и раньше жил почти на карантине»
Один из самых известных и востребованных коллекционерами российских художников рассказал о своем взгляде на искусство эпохи коронавируса.
27 марта 2020
5
Тридцать три музея сделали виртуальную выставку Фриды Кало
На выставке Google Arts & Culture можно увидеть более 200 произведений.
24 марта 2020
6
Почему защищают «грелку»
Павильон на Патриарших прудах так дорог местным жителям, что они противятся его реконструкции.
26 марта 2020
7
Коронавирус на арт-рынке: TEFAF критикуют за безответственность, а Art Basel перенесли
Заболевшие COVID-19 участники TEFAF обвиняют организаторов в корыстолюбии и безответственности. Не исключено, что это стало последним доводом за перенос Art Basel.
27 марта 2020
8
Что ван Гог думал об обнаженных Дега
В апреле выходит трехтомное академическое издание «Писем Эдгара Дега», десять из которых связаны с братьями ван Гог.
27 марта 2020
9
Ярмарки онлайн: как это?
В условиях пандемии арт-рынок развивает высокие технологии, арт-ярмарки открывают виртуальные экспозиции, однако данные о первых продажах пока ожидаемо скромные.
24 марта 2020
10
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru