The Art Newspaper Russia
Поиск

Четыре самые интересные выставки этой недели

Рисунки о рисунках в Русском музее, японская бронза эпохи Мейдзи в Историческом музее, американский фотограф Минккинен и арт-группа ЕлиКука в рамках Х Фотобиеннале — все самое интересное на выставках этой недели.

Выставка «Актуальный рисунок» в Русском музее структурирована по нескольким типам рисунка, где основные предложены кураторами, а выявлением «ближайших родственников» зрителю предстоит заняться самому. Первый тип — традиционное рисование в контексте актуального искусства (увеличение масштаба, использование в инсталляциях), сюда же относятся комиксы. Второй — рисунок художников-концептуалистов. Третий — постконцептуальный, как реакция на медийную реальность. Четвертый — репортажный, к нему при понятных оговорках относятся и граффити. Пятый — «другой» рисунок, то есть исполненный без его традиционных носителей и технологий (бумаги, пера и т. д.). В Русском музее можно увидеть римские штудии Валерия Кошлякова, неоакадемические эскизы Георгия Гурьянова, работы Дмитрия ПриговаКвадрат Малевича»), Павла Пепперштейна («Россия и гастарбайтер»), Сергея Мироненко и многих других.

Выставка «Японская бронза эпохи Мейдзи» в Государственном историческом музее представляет анималистическую бронзовую скульптуру Японии из собрания музея и коллекции Алексея Егорова. Она ограничивается одним, но поворотным моментом в истории Японии — эпохой Мейдзи (1868–1912), когда страна широко распахнула свои двери перед Европой. Японцы так увлеклись переменами, что перестали ценить свои обычаи и искусство. И только мелкая бронзовая пластика благодаря покровительству императора процветала и даже экспортировалась в большом количестве в Европу. Эти скромного размера фигурки вобрали в себя традиционные представления японцев о мироздании, эстетику аскетизма, идущую от дзен-буддизма, и натурализм, появившийся под влиянием европейской скульптуры. Все 14 экспонатов выставки демонстрируются впервые.

Американский фотограф Арно Рафаэль Минккинен давно уже классик. В России ретроспектива мастера проходит впервые. В Центре фотографии им. братьев Люмьер представлено 100 снимков, отражающих 40-летнюю карьеру Минккинена. «Процесс съемки большинства моих фотографий очень трудоемок, а иногда и опасен. И я не хочу подвергать еще кого-то тому риску, которому подвергаюсь сам: висеть над обрывом или нырять под воду ради моей картинки. Некоторые из моих снимков кажутся очень простыми, но на самом деле я испытываю границы возможностей человеческого тела или то, до какой степени оно готово рисковать». Но как фотографу удается снимать себя часто в немыслимых ракурсах и позах, озадачивающих даже искушенного зрителя? «Я не прибегаю к помощи ассистента. Вместо этого у меня в распоряжении девять секунд, чтобы оказаться в кадре, а еще я могу использовать длинный тросик, чтобы произвести спуск затвора и тут же выбросить его из кадра, зная, что через девять секунд камера выстрелит». Но при чем здесь приемы, когда снимки Минккинена буквально погружают вас в абсолютно сюрреальный мир? На вопрос, из чего он возникает, у Минккинена тоже готов обманчиво простой ответ: «Только камера знает, что произошло. Вы не узнаете, что там получилось, пока не проявите снимок. И если он хорош, то тайна так и останется тайной».

ММСИ-МОМА в Ермолаевском представляет, пожалуй, самый интерактивный и развлекательный проект в рамках Фотобиеннале-2014 — «Пропаганду фотографирования» от арт-дуэта Олега Елисеева и Евгения Куковерова ЕлиКука. Выставка прекрасно вписывается во всеохватывающий тренд селфи, только на этот раз без вандализма: экспозиция специально создана для того, чтобы призвать зрителей сниматься на фоне произведений, с участием произведений, да и самим становиться объектами искусства. Некоторые экспонаты сопровождаются подробными инструкциями по съемке, а некоторые оставляют простор для воображения. В общем, это как раз та выставка, на которую стоит пойти с друзьями или семьей, — воспоминания и многочисленные фото в Instagram гарантированы.

Просмотры: 1353
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Ричард Армстронг: «Управляю всеми, как марионетками»
Директор Музея и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма полагает, что не надо потакать тяге публики к разного рода околомузейным развлечениям
12 июля 2018
3
Монарший жемчуг из Музеев Катара в Историческом музее
Экспозицию выставки «Жемчуг: сокровища морей и рек» с изделиями ювелирного и прикладного искусства дополняют разделы о происхождении жемчуга и истории его мирового промысла.
10 июля 2018
4
Коллекция Костаки снова в авангарде
Выставка «Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт» отмечает рождение нового Музея модернизма и исследовательского центра, посвященного русскому авангарду.
09 июля 2018
5
ВДНХ: эпоха реставрации
Выставочному комплексу вернули старое имя, но главное — ему пытаются вернуть прежний дух и одновременно найти новое применение историческим павильонам. Подробности грандиозной реставрации и реконструкции — в нашем репортаже.
09 июля 2018
6
Могут ли музеи показывать работы художников, которые подозреваются в сексуальном насилии?
Движение против харассмента набирает обороты, и американские музеи все чаще терзаются вопросами морально-этического характера
11 июля 2018
7
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
8
Где Рубенс, там и барокко
Антверпен начал отмечать год великого фламандца и его эпохи. С июня и до конца января здесь проходят десятки мероприятий, посвященных художнику и его влиянию на искусство трех последующих столетий
10 июля 2018
9
Новые станции московского метро: типовое против художественного
Московское метро стремительно растет, новые станции и ветки открываются одна за другой. Их архитектура и стилистика пытаются продолжить традицию метро как общественного пространства с художественным содержанием
12 июля 2018
10
Виртуальные нимфы поселились в «Холодной ванне» в Павловске
Там, где некогда омывалась императрица Мария Федоровна, теперь плещутся мультимедийные купальщицы художника Александра Райхштейна — смелое для российского музея решение.
09 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru