The Art Newspaper Russia
Поиск

Петербург вспоминает одного из самых любимых архитекторов

В Эрмитаже покажут графику Джакомо Кваренги и карикатуры на него

Итальянское трио архитекторов — Растрелли, Росси, Кваренги — создало тот Петербург первой половины его существования, который мы знаем сейчас. В 1994 году Государственный Эрмитаж показывал архитектурную графику Кваренги по случаю 250-летия со дня его рождения. Для классиков нет печальных дат, поэтому сейчас можно отмечать новым выставочным проектом 200 лет со дня смерти архитектора. 

Джакомо Антонио Доменико Кваренги родился 20 сентября 1744 года в Рота-д’Иманья в провинции Бергамо в знатной семье. Учился в Риме на архитектора, был награжден прозвищем «тень Палладио». В 1780 году по приглашению Екатерины II приехал в Россию. Срок контракта истекал через три года — но Кваренги задержался на всю жизнь. Одними из первых заказов архитектору, фактически проверкой на профпригодность, стали проекты Эрмитажного театра, Лоджий Рафаэля и Георгиевского зала Зимнего дворца. За следующие 25 лет по его проектам были построены Ассигнационный банк, Академия наук, Мальтийская капелла, Конногвардейский манеж, торговые ряды при Кабинете Императорского двора (Аничковом дворце), Нарвские триумфальные ворота, Екатерининский и Смольный институты. Самое фантастическое — что все эти здания сохранились и верой и правдой (конечно, не без участия реставраторов) служат людям. Наследию Кваренги в пригородах Петербурга повезло меньше. Уцелел Александровский дворец в Царском Селе, но погиб в войну Английский дворец в Петергофе. Смоленская церковь в Пулкове также разрушена в 1943 году, но была воссоздана. Правда, ландшафт изменился, и храм находится в сотне метров от исторического места.

На выставке собрано 100 произведений Кваренги: эскизы фасадов и чертежи построек, архитектурная графика (он был сильным рисовальщиком), а также карикатуры и шаржи, созданные художниками Александром Орловским и Орестом Кипренским. Помимо Эрмитажа, свои фонды раскрыли ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей истории Санкт-Петербурга, Музей архитектуры им. А.В. Щусева, музей-заповедник «Павловск», Галереи Академии (Венеция), Коллекция Кваренги и Академия Каррары (Бергамо), Национальный архив (Хельсинки). Из того, что нельзя увидеть в натуре, выйдя из Эрмитажа, назовем проект Биржи. Здание было разобрано еще при жизни архитектора, уступив место творению француза Тома де Томона. Перестройка Большого Каменного театра была поручена Томону, а не Кваренги, остались лишь эскизы итальянца. 

Из рисунков особенно интересны виды Сенатской площади с Медным всадником, Михайловского замка, Большого каприза в Царском Селе. Шаржи на Кваренги часто публикуются, но далеко не все. Из редких выставлены два: «Кваренги в виде амура» и «Кваренги на черепахе» Александра Орловского — голый старичок едет по петербургским болотам на фоне стрелки Васильевского острова.  

Государственный Эрмитаж
Джакомо Кваренги (1744–1817). Архитектор и рисовальщик
9 декабря – 4 февраля 201

Просмотры: 2501
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
5
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
6
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
7
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
8
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
9
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
10
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru