The Art Newspaper Russia
Поиск

Реставрировать восточную живопись Эрмитажа будут в новом пространстве

Лаборатория научной реставрации восточной живописи музея переехала в Запасный дом на Дворцовой набережной. Руководитель подразделения Елена Шишкова рассказала об особенностях работы с произведениями и текущих проектах

Лаборатория, руководимая Еленой Шишковой, как самостоятельное подразделение сравнительно молода: она появилась в 1998 году. Здесь занимаются реставрацией различных по материалам и техникам исполнения памятников живописи из Индии, Китая, Монголии, Пакистана, Японии, государств Средней Азии, Бурятии и Калмыкии. 

Техника живописи на бумаге и шелке, как и ее художественные приемы, непривычна для европейского искусства. По словам Елены Шишковой, чтобы понимать технологию создания этих памятников, надо в первую очередь изучить материалы, которых нет в Европе и России. В Эрмитаж шелк, бумагу и инструменты привозят из Японии и Китая. «Я пришла к твердому убеждению, что эти направления живописи нужно изучать в тех странах, откуда они происходят», — говорит руководитель лаборатории. 

Ее сотрудники дважды ездили стажироваться в шанхайский музей, а в 2012 и 2016 годах реставраторы из Шанхая проводили в Эрмитаже мастер-классы по реставрации свитков. Китайские мастера традиционно работают на столах «императорского» красного цвета с закругленными углами — такие же были изготовлены в России по заказу Эрмитажа. А для работы с японской живописью здесь вскоре появится свое оборудование — низкие буковые столы и татами.

Одно из главных сокровищ эрмитажного отдела Востока — памятники VIII–XIV веков из Дун-Хуана, Турфана и Хара-Хото во Внутренней Монголии, открытые в начале ХХ века археологическими экспедициями Петра Козлова и Сергея Ольденбурга. По словам Шишковой, «Голубой Будда» из Хара-Хото относится к тем памятникам, над которыми работают не один год. Шесть столетий этот свиток пролежал в земле — обрамление было утрачено, но живопись сохранилась, минеральные краски до сих пор поражают красотой и насыщенностью цвета. Верхний левый угол отрезан (когда буддийская икона ветшает, обычно ее разрезают на куски и раздают верующим). Изображение написано клеевыми красками на ткани, покрытой тонким грунтом (эта техника позволяла сворачивать и разворачивать свиток много раз). В свое время «Голубой Будда» был приклеен на картон, теперь реставраторы должны расслоить картон с оборота и снять его, убрав кусочки клея и наслоения глины. Но прежде всего икона была осторожно очищена. Только после укрепления живописи будут ясны дальнейшие шаги. «Главное с археологическим памятником — не перейти грань допустимого вмешательства», — считает Шишкова. 

Сейчас в лаборатории заканчивается реставрация двух китайских свитков, на одном из которых изображен кот, а на другом — старец. Оба свитка — массовая продукция начала XIX века, достались они музею в очень плохом состоянии. Имея дело с подобными экспонатами, молодые специалисты быстрее постигают тонкости технологий.

Идет здесь работа и над императорским альбомом рисунков и каллиграфии первой половины XVIII века «Путешествие императора Цяньлуна на юг Китая». По традиции китайский император со свитой путешествовал по стране и описывал все места и дворцы, где останавливался. Приобретенный Эрмитажем альбом состоит из 29 листов, переплетенных по-китайски «бабочкой», включает 15 рисунков, хотя часть их была утрачена. Листы оказались склеены, но живопись не затронута, поэтому Елена Шишкова и хранитель Кира Самосюк решили сохранить изображения, не нарушая образа памятника. Рисунки были сняты с альбомных листов, раздублированы и очищены от плесени. Минеральные краски — подверженные осыпанию лазурит и малахит в пигментах — предварительно были закреплены. Чтобы подготовить листы для основы взамен разрушенных, реставраторы должны дублировать шесть слоев бумаги, и лишь затем для рисунков будет сделано новое обрамление. 

«В реставрации восточной живописи не должно быть никаких изобретений. Нужно только вдумчиво изучить многовековой опыт восточных мастеров, до мелочей отработавших каждую операцию. Знание современных технологий и материалов способно облегчить процесс работы, но не заменит традиционных восточных методик», — считает Елена Шишкова, основываясь на своей практике. 

Просмотры: 1935
Популярные материалы
1
Новое пространство Музеев Московского Кремля откроется в 2022 году
В Средних торговых рядах на Красной площади полным ходом идет грандиозная реставрация, после завершения которой Музеи Московского Кремля перевезут экспонаты из-за Кремлевской стены и сделают их доступнее.
07 декабря 2018
2
Что покажет Пушкинский в 2019 году
Будущий год в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина пройдет под знаком Британии: здесь покажут Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда, а для выставки Томаса Гейнсборо соберут его работы из главных музеев страны.
04 декабря 2018
3
Что покажет Эрмитаж в 2019 году
В музее запланированы выставки Якоба Йорданса, Роберто Матты и Паоло Уччелло, совместные проекты с Национальным археологическим музеем Неаполя, Лувром, Британским музеем и ГМИИ имени А.С.Пушкина.
04 декабря 2018
4
Григорий Лепс: «Я не связываю иконопись и творчество»
В Государственном историческом музее проходит выставка икон из собрания Григория Лепса «Предивное художество». В интервью нашей газете музыкант рассказал о прошлом и будущем своей коллекции.
05 декабря 2018
5
Кристина Карри: «Брейгель не был ханжой, он хотел развлечь и даже шокировать зрителя»
Следующий год во Фландрии посвящен Питеру Брейгелю и мастерам его круга. Во время визита в Москву эксперт по творчеству династии Брейгелей Кристина Карри рассказала о новых исследованиях и открытиях в этой области.
04 декабря 2018
6
Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю
Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже.
07 декабря 2018
7
Всегда обманываться рад
Эрмитаж в одной выставке показывает свою богатейшую коллекцию обманок в искусстве. Около 700 произведений — живопись, графика и скульптура, разные предметы из серебра, стекла, фарфора, дерева, камней — прикидываются тем, чем на самом деле не являются.
05 декабря 2018
8
Директор Галереи Боргезе Анна Колива восстановлена в должности после обвинений в прогулах
Министерство культуры Италии в апреле отстранило Коливу от должности из-за жалобы музейного охранника, который утверждал, что она постоянно посещала спортзал в рабочее время. Решение довести дело до суда вызвало возмущение общественности.
06 декабря 2018
9
«Черный квадрат» получил цифровое факсимиле
В Третьяковской галерее картину Казимира Малевича исследовали по новейшей технологии: сканировали поверхность в формате 3D и сделали полную рентгенограмму.
04 декабря 2018
10
В РОСИЗО — ГЦСИ после скандала с премиями назначен новый директор
Им стала заместитель директора департамента музеев Минкультуры РФ Софья Грачева.
05 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru