The Art Newspaper Russia
Поиск

Реставрировать восточную живопись Эрмитажа будут в новом пространстве

Лаборатория научной реставрации восточной живописи музея переехала в Запасный дом на Дворцовой набережной. Руководитель подразделения Елена Шишкова рассказала об особенностях работы с произведениями и текущих проектах

Лаборатория, руководимая Еленой Шишковой, как самостоятельное подразделение сравнительно молода: она появилась в 1998 году. Здесь занимаются реставрацией различных по материалам и техникам исполнения памятников живописи из Индии, Китая, Монголии, Пакистана, Японии, государств Средней Азии, Бурятии и Калмыкии. 

Техника живописи на бумаге и шелке, как и ее художественные приемы, непривычна для европейского искусства. По словам Елены Шишковой, чтобы понимать технологию создания этих памятников, надо в первую очередь изучить материалы, которых нет в Европе и России. В Эрмитаж шелк, бумагу и инструменты привозят из Японии и Китая. «Я пришла к твердому убеждению, что эти направления живописи нужно изучать в тех странах, откуда они происходят», — говорит руководитель лаборатории. 

Ее сотрудники дважды ездили стажироваться в шанхайский музей, а в 2012 и 2016 годах реставраторы из Шанхая проводили в Эрмитаже мастер-классы по реставрации свитков. Китайские мастера традиционно работают на столах «императорского» красного цвета с закругленными углами — такие же были изготовлены в России по заказу Эрмитажа. А для работы с японской живописью здесь вскоре появится свое оборудование — низкие буковые столы и татами.

Одно из главных сокровищ эрмитажного отдела Востока — памятники VIII–XIV веков из Дун-Хуана, Турфана и Хара-Хото во Внутренней Монголии, открытые в начале ХХ века археологическими экспедициями Петра Козлова и Сергея Ольденбурга. По словам Шишковой, «Голубой Будда» из Хара-Хото относится к тем памятникам, над которыми работают не один год. Шесть столетий этот свиток пролежал в земле — обрамление было утрачено, но живопись сохранилась, минеральные краски до сих пор поражают красотой и насыщенностью цвета. Верхний левый угол отрезан (когда буддийская икона ветшает, обычно ее разрезают на куски и раздают верующим). Изображение написано клеевыми красками на ткани, покрытой тонким грунтом (эта техника позволяла сворачивать и разворачивать свиток много раз). В свое время «Голубой Будда» был приклеен на картон, теперь реставраторы должны расслоить картон с оборота и снять его, убрав кусочки клея и наслоения глины. Но прежде всего икона была осторожно очищена. Только после укрепления живописи будут ясны дальнейшие шаги. «Главное с археологическим памятником — не перейти грань допустимого вмешательства», — считает Шишкова. 

Сейчас в лаборатории заканчивается реставрация двух китайских свитков, на одном из которых изображен кот, а на другом — старец. Оба свитка — массовая продукция начала XIX века, достались они музею в очень плохом состоянии. Имея дело с подобными экспонатами, молодые специалисты быстрее постигают тонкости технологий.

Идет здесь работа и над императорским альбомом рисунков и каллиграфии первой половины XVIII века «Путешествие императора Цяньлуна на юг Китая». По традиции китайский император со свитой путешествовал по стране и описывал все места и дворцы, где останавливался. Приобретенный Эрмитажем альбом состоит из 29 листов, переплетенных по-китайски «бабочкой», включает 15 рисунков, хотя часть их была утрачена. Листы оказались склеены, но живопись не затронута, поэтому Елена Шишкова и хранитель Кира Самосюк решили сохранить изображения, не нарушая образа памятника. Рисунки были сняты с альбомных листов, раздублированы и очищены от плесени. Минеральные краски — подверженные осыпанию лазурит и малахит в пигментах — предварительно были закреплены. Чтобы подготовить листы для основы взамен разрушенных, реставраторы должны дублировать шесть слоев бумаги, и лишь затем для рисунков будет сделано новое обрамление. 

«В реставрации восточной живописи не должно быть никаких изобретений. Нужно только вдумчиво изучить многовековой опыт восточных мастеров, до мелочей отработавших каждую операцию. Знание современных технологий и материалов способно облегчить процесс работы, но не заменит традиционных восточных методик», — считает Елена Шишкова, основываясь на своей практике. 

Просмотры: 1637
Популярные материалы
1
Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину
Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов.
20 июня 2018
2
Мировые арт-парки с русским искусством
Коллекционирование крупномасштабных инсталляций и скульптуры — дело сложное и затратное, но собирателей это не останавливает, и подтверждение тому — частные арт-парки по всему миру.
20 июня 2018
3
Не про футбол: 10 выставок лета
Совсем скоро редакция TANR отправится на каникулы, и, пока сайт не будет обновляться, предлагаем посмотреть самые интересные выставки этого лета и узнать о них побольше из наших текстов.
21 июня 2018
4
Марина Лошак: «Я себя чувствую больше художником, чем менеджером»
Пять лет назад Марина Лошак пришла в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Сегодня в интервью TANR она рассказала о трансформации музея, новой коллекции, рецепте успешной выставки и о том, почему не стоит засиживаться в кресле директора.
22 июня 2018
5
На базе коллекции Георгия Костаки создадут исследовательский центр русского авангарда
Государственный музей современного искусства в Салониках «перезагружает» наследие великого коллекционера.
22 июня 2018
6
Таинственная художница Михаэлина Вотье обрела плоть
Профессор Катлейне ван дер Стихелен рассказывает о своей уникальной героине и первой ретроспективе прежде неизвестной художницы XVII века в музее MAS в Антверпене.
18 июня 2018
7
В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого
Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России.
20 июня 2018
8
Личные вещи Фриды Кало привезли из Мехико в Лондон
В Музее Виктории и Альберта выставлены одежда и автопортреты мексиканской художницы, хранившиеся в тайном шкафу на протяжении 50 лет после ее смерти.
19 июня 2018
9
Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО
Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год.
19 июня 2018
10
В Пти-пале покажут импрессионистов в изгнании
Как вынужденное пребывание в Лондоне пошло на пользу французским художникам.
18 июня 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru