The Art Newspaper Russia
Поиск

Реставрировать восточную живопись Эрмитажа будут в новом пространстве

Лаборатория научной реставрации восточной живописи музея переехала в Запасный дом на Дворцовой набережной. Руководитель подразделения Елена Шишкова рассказала об особенностях работы с произведениями и текущих проектах

Лаборатория, руководимая Еленой Шишковой, как самостоятельное подразделение сравнительно молода: она появилась в 1998 году. Здесь занимаются реставрацией различных по материалам и техникам исполнения памятников живописи из Индии, Китая, Монголии, Пакистана, Японии, государств Средней Азии, Бурятии и Калмыкии. 

Техника живописи на бумаге и шелке, как и ее художественные приемы, непривычна для европейского искусства. По словам Елены Шишковой, чтобы понимать технологию создания этих памятников, надо в первую очередь изучить материалы, которых нет в Европе и России. В Эрмитаж шелк, бумагу и инструменты привозят из Японии и Китая. «Я пришла к твердому убеждению, что эти направления живописи нужно изучать в тех странах, откуда они происходят», — говорит руководитель лаборатории. 

Ее сотрудники дважды ездили стажироваться в шанхайский музей, а в 2012 и 2016 годах реставраторы из Шанхая проводили в Эрмитаже мастер-классы по реставрации свитков. Китайские мастера традиционно работают на столах «императорского» красного цвета с закругленными углами — такие же были изготовлены в России по заказу Эрмитажа. А для работы с японской живописью здесь вскоре появится свое оборудование — низкие буковые столы и татами.

Одно из главных сокровищ эрмитажного отдела Востока — памятники VIII–XIV веков из Дун-Хуана, Турфана и Хара-Хото во Внутренней Монголии, открытые в начале ХХ века археологическими экспедициями Петра Козлова и Сергея Ольденбурга. По словам Шишковой, «Голубой Будда» из Хара-Хото относится к тем памятникам, над которыми работают не один год. Шесть столетий этот свиток пролежал в земле — обрамление было утрачено, но живопись сохранилась, минеральные краски до сих пор поражают красотой и насыщенностью цвета. Верхний левый угол отрезан (когда буддийская икона ветшает, обычно ее разрезают на куски и раздают верующим). Изображение написано клеевыми красками на ткани, покрытой тонким грунтом (эта техника позволяла сворачивать и разворачивать свиток много раз). В свое время «Голубой Будда» был приклеен на картон, теперь реставраторы должны расслоить картон с оборота и снять его, убрав кусочки клея и наслоения глины. Но прежде всего икона была осторожно очищена. Только после укрепления живописи будут ясны дальнейшие шаги. «Главное с археологическим памятником — не перейти грань допустимого вмешательства», — считает Шишкова. 

Сейчас в лаборатории заканчивается реставрация двух китайских свитков, на одном из которых изображен кот, а на другом — старец. Оба свитка — массовая продукция начала XIX века, достались они музею в очень плохом состоянии. Имея дело с подобными экспонатами, молодые специалисты быстрее постигают тонкости технологий.

Идет здесь работа и над императорским альбомом рисунков и каллиграфии первой половины XVIII века «Путешествие императора Цяньлуна на юг Китая». По традиции китайский император со свитой путешествовал по стране и описывал все места и дворцы, где останавливался. Приобретенный Эрмитажем альбом состоит из 29 листов, переплетенных по-китайски «бабочкой», включает 15 рисунков, хотя часть их была утрачена. Листы оказались склеены, но живопись не затронута, поэтому Елена Шишкова и хранитель Кира Самосюк решили сохранить изображения, не нарушая образа памятника. Рисунки были сняты с альбомных листов, раздублированы и очищены от плесени. Минеральные краски — подверженные осыпанию лазурит и малахит в пигментах — предварительно были закреплены. Чтобы подготовить листы для основы взамен разрушенных, реставраторы должны дублировать шесть слоев бумаги, и лишь затем для рисунков будет сделано новое обрамление. 

«В реставрации восточной живописи не должно быть никаких изобретений. Нужно только вдумчиво изучить многовековой опыт восточных мастеров, до мелочей отработавших каждую операцию. Знание современных технологий и материалов способно облегчить процесс работы, но не заменит традиционных восточных методик», — считает Елена Шишкова, основываясь на своей практике. 

Просмотры: 2420
Популярные материалы
1
Итальянский и другие следы в творчестве ван Дейка нашли в Старой пинакотеке
Выставка «Ван Дейк» в Мюнхене впечатляет подборкой живописи и рисунков из музеев и частных коллекций Европы и США.
19 ноября 2019
2
Рустам Сулейманов: «Я был удивлен, что в России до сих пор нет музея мусульманского искусства»
Бизнесмен, коллекционер и основатель Фонда Марджани поддерживает искусство мусульманских регионов как в России, так и за ее пределами.
19 ноября 2019
3
Социалистическое соревнование на выставке «Дейнека / Самохвалов»
Посетители выставки в петербургском ЦВЗ «Манеж» попадают на нее по проходу, имитирующему выход из-под трибун стадиона на поле.
18 ноября 2019
4
В Собрании Уоллеса пересмотрели волю завещательницы
Один из самых красивых и атмосферных государственных музеев Великобритании впервые в своей истории получил возможность передавать экспонаты во временное пользование другим музеям.
15 ноября 2019
5
Спектакли Яна Фабра и видео Билла Виолы покажут в Петербурге
К своему 100-летию Большой драматический театр проводит программу современного искусства со спектаклями Яна Фабра, видеоработами Билла Виолы, звуковой скульптурой и архитектурным объектом.
15 ноября 2019
6
Парижский монетный двор закрывает программу современного искусства
Ретроспектива Кики Смит станет последней в выставочной программе Монетного двора из-за ее низкой посещаемости.
19 ноября 2019
7
Рисунок помог экспертам установить авторство Боттичелли
Ранее «Мадонну с младенцем» из коллекции Национального музея Кардиффа считали копией.
18 ноября 2019
8
Контуры великой утопии
Новая книга о Борисе Иофане наглядно демонстрирует, как на протяжении жизни менялись взгляды и методы «архитектора власти».
15 ноября 2019
9
Дмитрий Волков: «Готов побыть медиумом для художников»
28 ноября в MMOMA откроется совместная с фондом SDV Arts&Science Foundation выставка «This Is Not a Book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке». Мы поговорили с инициатором проекта — коллекционером и меценатом.
18 ноября 2019
10
Молодые художники получили «Премию СПб»
Первый петербургский конкурс «АРТ-СТАРТ. Лучшие молодые художники. Премия СПб» подвел итоги
19 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru