18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Увидеть древность глазами реставратора

Реставрационный центр имени Грабаря открыл в Москве новое пространство — Иконотеку Адольфа Овчинникова

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени И.Э.Грабаря открыл в доме-мастерской скульптора Веры Мухиной свой новый отдел — Иконотеку А.Н.Овчинникова, где планируется вести активную образовательную деятельность.

Иконотека — собрание изображений, посвященных русской иконописи, —демонстрирует результаты многолетней работы старейшего сотрудника Центра Грабаря, художника-реставратора и исследователя древнерусской живописи Адольфа Николаевича Овчинникова. Начиная с 1960-х годов на протяжении четырех десятилетий он занимался изучением и копированием древнерусской монументальной живописи. Именно благодаря его точным копиям в 1960-е годы Министерство культуры СССР выделило финансирование на реставрацию церкви Успения в Мелётове под Псковом — ее восстановление и спасение фресок актуальны вновь. Овчинников полностью скопировал фресковые комплексы восьми храмов VIII–XV веков в Новгороде и Старой Ладоге, в Армении и Грузии. Всего же собрание его работ, переданное Центру Грабаря, насчитывает более 1,5 тыс. изображений.

Здание по адресу Пречистенский переулок, 5а было построено как дом-мастерская знаменитого скульптора по ее собственному проекту при участии не менее прославленного архитектора Ивана Жолтовского. Вера Мухина переехала сюда в 1947 году и работала в мастерской до конца жизни. Строительство частично финансировала сама скульптор, получившая за свою жизнь пять сталинских премий, и частично — советское государство. Поэтому после смерти Мухиной в 1953 году здание естественным образом оказалось в ведении государства, а жилую часть до сих пор занимают ее наследники. В 2013 году оно было передано Центру Грабаря.

Нынешняя экспозиция представляет наиболее яркие памятники — Георгиевский храм в Старой Ладоге и пещерные храмы Грузии, два из которых частично разрушены, так что выставленные копии — единственная возможность увидеть их первоначальный облик. Хрестоматийные образы XII века — «Чудо Георгия о змие», «Архангел Гавриил», купольная роспись «Вознесение Господне» из Старой Ладоги — соседствуют с древними брутальными ликами VII–VIII веков из Давидо-Гареджийской пустыни — пещерного монастыря в Сабереэби неподалеку от Тбилиси. Часть из них представлена в виде калек-прорисей, снятых непосредственно с фресок, что помогает понять профессиональную кухню реставратора и копииста. Часть — в виде копий-реконструкций, выполненных темперой в технике, наиболее приближенной к оригиналу, и позволяющих представить себе эти памятники в первоначальном виде. Небольшой второй этаж воспроизводит интерьер мастерской иконописца — тут показаны копии значимых икон, выполненные Овчинниковым (в том числе «Деисус» XIV века из псковской церкви Святой Варвары, «Вознесение» XIII века из Сванетии и «Ангел „Златые власы“» из Государственного Русского музея), и материалы мастера, в том числе натуральные минералы, которые художник перетирает для получения красок.

В официальной церемонии открытия 6 декабря приняли участие министр культуры РФ Владимир Мединский и директор Центра Грабаря Дмитрий Сергеев, а для широкой публики Иконотека А.Н.Овчинникова будет открыта после Нового года — здесь планируется проводить экскурсии по экспозиции, научные конференции, лекции по истории искусства, мастер-классы по реставрации и копированию фресок. По словам Адольфа Овчинникова, таким образом наконец-то исполнено желание самой Веры Мухиной, которая просила не превращать мастерскую в музей, а сделать ее пространством творчества для молодых художников.

Организация иконотеки — яркий пункт в чреде мероприятий к 100-летию ВХНРЦ, основанного по инициативе художника и искусствоведа Игоря Грабаря. В преддверии юбилея центр планирует ребрендинг и расширяет сферу деятельности, в частности здесь подготовлено несколько образовательных программ для реставраторов, и в следующем году центр намерен обратиться за получением лицензии на их проведение.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+