18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Documenta будет организована по-новому

№59
Материал из газеты

Финансовая и организационная структура выставки современного искусства, проходящей раз в пять лет в немецком Касселе, будет изменена после выявления перерасхода средств на €5,4 млн

Более 70 художников — участников Documenta 14 подписали письмо в защиту кураторской концепции выставки, в этом году впервые прошедшей на двух площадках — в греческих Афинах и немецком Касселе. Авторы обращения не согласны с тем, что в выявленном перерасходе средств на организацию выставки виноваты ее исполнительный директор Аннетте Куленкампф и куратор Documenta 14 Адам Шимчик. По мнению художников, делая подобные заявления, владельцы выставки — руководство города Кассель и земли Гессен — пытаются усилить контроль над мероприятием и нарушить его художественную автономию.

«Documenta не должна сворачивать с собственного пути и возвращаться к консервативной европейской модели выставки современного искусства. Она должна оставаться свободной от политического вмешательства, чтобы давать возможность звучать важным голосам и выполнять миссию по материализации художественной свободы», — говорится в обращении.

Напомним, что в этом году Documenta, традиционно проходящая раз в пять лет, впервые за 62-летнюю историю была организована на двух площадках. С апреля по июнь она проходила в Греции и с июля по сентябрь — в Германии. Спустя три месяца после окончания выставки стало известно, что дефицит ее бюджета составил €5,4 млн. Чтобы покрыть эти расходы, город Кассель и земля Гессен взяли кредит, пообещав в дальнейшем изменить организационную структуру Documenta.

Исполнительный директор Documenta Аннетте Куленкампф в ноябре приняла решение оставить свой пост, не дожидаясь окончания контракта, который должен был истечь в середине 2019 года. В интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung Куленкампф рассказала о причинах увеличения затрат на проведение Documenta 14: непредвиденные расходы были связаны с нехваткой транспорта, ростом цен на отели в Касселе, необходимостью установки кондиционеров на площадках в Греции, а также усилением мер безопасности после нападений на студии некоторых художников в Афинах. «Мы превысили бюджет по причине непредвиденных обстоятельств, и за это мы несем ответственность», — сказала она. Художественный руководитель Documenta 14 Адам Шимчик, в свою очередь, заявил, что на него оказывали давление, чтобы улучшить продажи билетов. Куратор считает, что бюджет выставки изначально не был адаптирован к открытию площадки в Афинах.

Documenta 14 стала вторым фестивалем из превысивших бюджет: за исключением выставки в 1972 году, все остальные выпуски приносили прибыль. Половина согласованного бюджета в €34 млн на проект этого года должна была быть оплачена землей Гессен, Касселем и немецким правительством, вторую половину планировалось покрыть за счет продажи билетов, сувениров и с помощью спонсоров. При этом Documenta этого года привлекла рекордное число посетителей: более 891 тыс. человек посмотрели экспозиции в Касселе и 339 тыс. — в Афинах. Успех афинской части отметило греческое правительство, заявившее, что ускорит переезд Национального музея современного искусства EMST в здание бывшего пивоваренного завода FIX. Музей, основанный еще в 1997 году и работавший на временных площадках, обоснуется в реконструированном здании в 2018 году.

Мэр Касселя Кристиан Гезелле сообщил, что первым шагом в сторону выхода из кризиса станет создание комиссии по оценке компетенции сотрудников, а также пересмотр организационной и финансовой структуры компании — устроителя выставки, с упором на оптимизацию управления рисками. Акционеры и творческая группа Documenta солидарны с Гезелле, однако попросили не забывать и об увеличившемся количестве посетителей. Не исключено, что третьим акционером выставки сделают федеральное правительство Германии.

Повлияет ли решение о реорганизации на планы по строительству Института Documenta, пока не ясно. Власти Касселя утвердили площадку под институт в июне этого года, когда о дефиците бюджета еще не было известно. Исследовательский центр, на строительство которого понадобится €24 млн, задумывался как место для конференций, выставок и других мероприятий в пятилетних перерывах между проведением главного проекта. Как бы то ни было, будущему самой выставки Documenta, которая в следующий раз пройдет в Касселе в 2022 году, по словам мэра Кристиана Гезелле, ничего не угрожает.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+