The Art Newspaper Russia
Поиск

Из Афин в Кассель. Предъявите ваши Documenta

Кассельская часть выставки обещает сохранить интригу до самого открытия

Главным персонажем открывающейся в Касселе Documenta 14 станет аргентинская художница Марта Минухин со своим «Книжным Парфеноном», который будет достроен буквально к открытию. Все начиналось в 1955 году, когда кассельский историк искусства Арнольд Боде решил провести выставку, которая явилась бы «времен связующей нитью» между немецким модернизмом начала ХХ века и художниками послевоенной Германии. Придуманное нацистами понятие «дегенеративное искусство» должно было подвергнуться жесткой люстрации и исчезнуть навсегда. Позже Documenta стала регулярно использовать отсылки ко всеобщей истории и истории искусства. Адам Шимчик, куратор 14-го издания выставки, предложил Минухин создать новую версию ее проекта, впервые показанного в 1983 году в Буэнос-Айресе после падения в стране военной диктатуры. Парфенон был собран там из запрещенных хунтой книг. Через пять дней после закрытия выставки книжное сооружение было аккуратно положено набок двумя мощными кранами, чтобы публика могла взять книги с собой.

Нечто подобное запланировано и в Касселе, где Парфенон будет состоять уже из 100 тыс. томов! Наверняка не все из них были запрещенными где бы то ни было, но у этой акции двойное дно. С одной стороны, именно на том месте, на Фридрихсплац, где строится «Книжный Парфенон», 19 мая 1933 года нацисты в ходе кампании «по борьбе против антигерманского духа» сожгли 2 тыс. книг. С другой — рядом здание музея Фридерицианум, постоянное место проведения Documenta. В 1941 году его занимала библиотека, и во время бомбежек союзниками там сгорело 350 тыс. книг.
На время Documenta 14 во Фридерициануме поселится EMST — Национальный музей современного искусства из Афин, что полностью отвечает идее Шимчика о двухчастном, двухголовом проекте, равноправно размещенном в Касселе и Афинах. (Кстати, первый подобный опыт случился пять лет назад, когда Каролин Христов-Бакарджиев вывезла часть выставки в Кабул, но это была локальная акция.) EMST — ровесник XXI века, но уже успел собрать мировых звезд от Ильи Кабакова до Ширин Нешат, не говоря уже о греческих художниках.

Еще одно постоянное место Documenta — Новая галерея, она станет виртуальным музеем Корнелиуса Гурлитта (1932–2014). Несколько лет назад немецкая полиция случайно заинтересовалась старичком, который не платит налоги и непонятно на что живет. В итоге сыщики вышли на его коллекцию: Гюстав Курбе, Анри Матисс, Макс Либерман… Отец Гурлитта, создатель коллекции, работал дилером при нацистах, поэтому существуют серьезные основания считать ее награбленной у евреев. Американец Дэвид Шуттер покажет свои изысканные рисунки рядом с графикой Либермана. Честно говоря, Documenta 14 намеревалась показать все 1,5 тыс. произведений гурлиттовской коллекции, но помешали юридические сложности.

Немка Мария Айхгорн создала проект «Институт Розы Валлан» в честь историка искусства, тайно фиксировавшей нацистское разграбление принадлежавшего государству и частного еврейского искусства в оккупированном Париже. После войны материалы Валлан помогали в реституционных спорах. В своей работе Айхгорн пытается продолжить эту исследовательскую линию, собрав новые свидетельства о судьбе искусства, похищенного нацистами.

Среди участников Docu­menta 14 — и американец Дуглас Гордон с 97-минутным видео «Мне некуда пойти». Оно посвящено знаменитому художнику Йонасу Мекасу, который читает свою автобиографию, включая лагерные воспоминания, периодически возникая из темноты. Румынская концептуалистка Гета Братеску и американка Анна Халприн, хореограф и организатор массовых танцевальных перформансов с участием публики, приехали в Кассель с 57-й Венецианской биеннале. Немецкая художница иранского происхождения Наири Баграмян покажет «Железный стол» — абстрактный объект из различных материалов, созданный под впечатлением от рассказа Джейн Боулз «Стол из железа», в котором супружеская пара обсуждает, может ли женщина быть счастлива, живя в пустыне, где хочет жить мужчина.

Еще одна особенность этой Documenta: она выходит за пределы центра Касселя, расставив свои стеклянные павильоны в эмигрантских кварталах и в университете, а также в промышленных сооружениях, что уже было пять лет назад, когда выставка занимала несколько пакгаузов на железнодорожном вокзале.

Материалы по теме
Просмотры: 2891
Популярные материалы
1
Каких средств и усилий стоит продлить выставку
Музеи России планируют скоро открыться после карантина, и многие с теми же выставками, с которыми закрылись. Кураторы рассказали нам о проблемах продления проектов, человеческом факторе и вопросах финансов.
02 июня 2020
2
Трудное детство
В День защиты детей вспомним, что не всё с детьми просто — и в жизни, и в живописи. Дети не только ангелы, но и драчуны, лгуны и проказники.
01 июня 2020
3
Марина Лошак: «Для нас важно, чтобы посетители чувствовали себя свободными, а не арестантами»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала, как музей готовится к открытию для публики после коронавирусного карантина. Ожидается, что это произойдет 10 июля.
03 июня 2020
4
Христо умер, не увидев своей последней работы
Христо, прославившийся вместе с женой Жанной-Клод грандиозными инсталляциями — упаковками островов и зданий, скончался в Нью-Йорке в возрасте 84 лет «по естественным причинам».
01 июня 2020
5
Лувр — Абу-Даби заговорил нечеловеческим голосом, но по-русски
Российский диджей Нина Кравиц озвучила робота-экскурсовода в новом проекте Лувра — Абу-Даби «Мы не одиноки». Научно-фантастический видеофильм о будущем с участием мировых знаменитостей можно увидеть на сайте музея.
01 июня 2020
6
Полотно Айвазовского стало самым дорогим лотом, проданным Sotheby’s онлайн
Аукционный дом Sotheby’s провел онлайн-торги русским искусством, лидером которых стало полотно Ивана Айвазовского «Неаполитанский залив», приобретенное за £2,3 млн.
04 июня 2020
7
Директор Галереи Уффици предложил передать религиозное искусство из музеев в церкви
Поскольку множество итальянских церквей находится в ведении государственного Фонда религиозных зданий, юридическое оформление такой передачи будет простым: работы просто переведут из одного государственного ведомства в другое.
04 июня 2020
8
Павлу Никонову — 90!
Третьяковка 27 сентября откроет выставку «Никоновы. Три художника». По случаю юбилея Павла Никонова мы поговорили с его учениками и узнали о любимой фразе мастера и о том, что значит «подложить под себя динамит».
03 июня 2020
9
«Подсолнухи» ван Гога из-за карантина не вернутся в Лондон почти год
Лондонцам придется ждать возвращения 60 шедевров Национальной галереи еще дольше, чем планировалось.
02 июня 2020
10
Французские музеи поделились планами поэтапного открытия в июне и июле
Лувр собирается открыться 6 июля с соблюдением норм социального дистанцирования и с доступом к ограниченному выставочному пространству.
03 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru