The Art Newspaper Russia
Поиск

Из Афин в Кассель. Предъявите ваши Documenta

Кассельская часть выставки обещает сохранить интригу до самого открытия

Главным персонажем открывающейся в Касселе Documenta 14 станет аргентинская художница Марта Минухин со своим «Книжным Парфеноном», который будет достроен буквально к открытию. Все начиналось в 1955 году, когда кассельский историк искусства Арнольд Боде решил провести выставку, которая явилась бы «времен связующей нитью» между немецким модернизмом начала ХХ века и художниками послевоенной Германии. Придуманное нацистами понятие «дегенеративное искусство» должно было подвергнуться жесткой люстрации и исчезнуть навсегда. Позже Documenta стала регулярно использовать отсылки ко всеобщей истории и истории искусства. Адам Шимчик, куратор 14-го издания выставки, предложил Минухин создать новую версию ее проекта, впервые показанного в 1983 году в Буэнос-Айресе после падения в стране военной диктатуры. Парфенон был собран там из запрещенных хунтой книг. Через пять дней после закрытия выставки книжное сооружение было аккуратно положено набок двумя мощными кранами, чтобы публика могла взять книги с собой.

Нечто подобное запланировано и в Касселе, где Парфенон будет состоять уже из 100 тыс. томов! Наверняка не все из них были запрещенными где бы то ни было, но у этой акции двойное дно. С одной стороны, именно на том месте, на Фридрихсплац, где строится «Книжный Парфенон», 19 мая 1933 года нацисты в ходе кампании «по борьбе против антигерманского духа» сожгли 2 тыс. книг. С другой — рядом здание музея Фридерицианум, постоянное место проведения Documenta. В 1941 году его занимала библиотека, и во время бомбежек союзниками там сгорело 350 тыс. книг.
На время Documenta 14 во Фридерициануме поселится EMST — Национальный музей современного искусства из Афин, что полностью отвечает идее Шимчика о двухчастном, двухголовом проекте, равноправно размещенном в Касселе и Афинах. (Кстати, первый подобный опыт случился пять лет назад, когда Каролин Христов-Бакарджиев вывезла часть выставки в Кабул, но это была локальная акция.) EMST — ровесник XXI века, но уже успел собрать мировых звезд от Ильи Кабакова до Ширин Нешат, не говоря уже о греческих художниках.

Еще одно постоянное место Documenta — Новая галерея, она станет виртуальным музеем Корнелиуса Гурлитта (1932–2014). Несколько лет назад немецкая полиция случайно заинтересовалась старичком, который не платит налоги и непонятно на что живет. В итоге сыщики вышли на его коллекцию: Гюстав Курбе, Анри Матисс, Макс Либерман… Отец Гурлитта, создатель коллекции, работал дилером при нацистах, поэтому существуют серьезные основания считать ее награбленной у евреев. Американец Дэвид Шуттер покажет свои изысканные рисунки рядом с графикой Либермана. Честно говоря, Documenta 14 намеревалась показать все 1,5 тыс. произведений гурлиттовской коллекции, но помешали юридические сложности.

Немка Мария Айхгорн создала проект «Институт Розы Валлан» в честь историка искусства, тайно фиксировавшей нацистское разграбление принадлежавшего государству и частного еврейского искусства в оккупированном Париже. После войны материалы Валлан помогали в реституционных спорах. В своей работе Айхгорн пытается продолжить эту исследовательскую линию, собрав новые свидетельства о судьбе искусства, похищенного нацистами.

Среди участников Docu­menta 14 — и американец Дуглас Гордон с 97-минутным видео «Мне некуда пойти». Оно посвящено знаменитому художнику Йонасу Мекасу, который читает свою автобиографию, включая лагерные воспоминания, периодически возникая из темноты. Румынская концептуалистка Гета Братеску и американка Анна Халприн, хореограф и организатор массовых танцевальных перформансов с участием публики, приехали в Кассель с 57-й Венецианской биеннале. Немецкая художница иранского происхождения Наири Баграмян покажет «Железный стол» — абстрактный объект из различных материалов, созданный под впечатлением от рассказа Джейн Боулз «Стол из железа», в котором супружеская пара обсуждает, может ли женщина быть счастлива, живя в пустыне, где хочет жить мужчина.

Еще одна особенность этой Documenta: она выходит за пределы центра Касселя, расставив свои стеклянные павильоны в эмигрантских кварталах и в университете, а также в промышленных сооружениях, что уже было пять лет назад, когда выставка занимала несколько пакгаузов на железнодорожном вокзале.

Материалы по теме
Просмотры: 2012
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
5
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
8
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
9
Венецианская биеннале в 2019 году пройдет под знаком проклятия
Темой главной выставки стало псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
16 июля 2018
10
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru