18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Международный центр иконописи появится в Москве

№59
Материал из газеты

Частный Музей русской иконы планирует расширяться и создать новый выставочный центр. Он разместится между Большим Каменным мостом и Волхонкой

Предполагается, что международный центр русской иконы разместится между Большим Каменным мостом и Волхонкой. Это новый амбициозный проект частного Музея русской иконы. Целью деятельности центра станут сотрудничество с российскими и зарубежными коллекционерами русской иконописи, показ их коллекций в Москве, организация международных проектов, связанных с иконами. Кроме того, тут будут устраивать временные выставки предметов из собрания музея, который уже перерос — во второй раз — свое помещение.

Музей русской иконы, созданный по инициативе бизнесмена Михаила Абрамова, открыт 11-й год и остается единственным частным музеем такого рода в Москве. По словам самого коллекционера, его увлечение иконами началось в 2000‑е с поиска «своего» святого — архангела Михаила. В 2006 году музей, коллекция которого в тот момент состояла из 250 предметов, уже располагался в двух залах в бизнес-центре на Верейской улице. Собрание росло, и его владелец решился на серьезный шаг: получил в аренду два дома на Гончарной улице напротив Афонского подворья (что потребовало переселения организаций-жильцов), полностью их реконструировав с учетом условий хранения древнерусской живописи. В 2011-м музей открылся на новом месте.

Сегодня собрание Музея русской иконы насчитывает около 5 тыс. единиц хранения, в их числе: иконы (их порядка 900), деревянная скульптура, шитье и литье, уникальная коллекция эфиопского православного искусства (ее показывают в особом зале, напоминающем пещеру), даже подлинная 200-летняя старообрядческая беспоповская молельня, перевезенная из Тверской области. Здание музея разделено на зоны с учетом перемещения воздушных потоков: во входной зоне первого этажа иконы отсутствуют, в следующей зоне (за гигантской сейфовой дверью) иконы находятся в защищенных витринах, и только начиная со второго этажа они представлены открыто.

Среди самых знаменитых икон в коллекции — два Георгия: ростовский «Георгий на голубом коне» позднего XV века и образ «Чудо Георгия о змие с Богоматерью», написанный новгородским мастером во второй четверти XVI столетия. Здесь можно увидеть первый известный образ Богоматери Одигитрии Грузинской (Новгород, последняя четверть XV века) и последнюю найденную подписную икону Симона Ушакова «Богоматерь Одигитрия» (1675–1678), иконы, связанные с династиями Рюриковичей и Романовых, и, например, критскую икону «Богоматерь Гликофилуса» середины XV века. 

Большую часть икон Михаил Абрамов покупает за рубежом, это те произведения, которые когда-то контрабандой были вывезены из России. Среди них несколько раз попадались похищенные из музеев и храмов — их приобретатель возвращает владельцам.

Выставочная деятельность музея давно вышла за пределы России: дважды он показывал древнерусскую живопись в Риме, возил иконы в Прагу и Братиславу. Музей русской иконы включен в международную организацию ИКОМ (Международный совет музеев в ЮНЕСКО) и совсем недавно на Культурном форуме в Санкт-Петербурге был официально принят в Союз музеев России.

Специалисты музея наладили отношения с десятками российских провинциальных музеев и зарубежных коллекционеров. Так что расширение площадки стало необходимостью. В ожидании решения московских властей музей начинает новые программы у себя на Гончарной. Уже с середины декабря впервые в Москве будет представлена публике икона «Иоанн Предтеча, с праздниками» из Ростова Великого. Ее показ организован совместно с Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль». Это первая из целой серии выставок под названием «Шедевры школ древнерусской живописи в собраниях музеев России». В планах на следующий год еще один проект — выставка «Икона. Копия. Имитация. Подделка», где проблему подделок произведений иконописи и тонкую грань между копированием, имитацией и подделкой обсудят на серьезном профессиональном уровне с привлечением технологов и специалистов по иконографии. 


Михаил Абрамов
Основатель Музея русской иконы

Михаил Юрьевич, в силе ли ваши планы по созданию в Москве международного центра русской иконы?

Да, эти планы в силе, в том числе постройка нового здания. Однако первоначальное место, которое подходило для размещения музея (стрелка между Остоженкой и Пречистенкой, за памятником Энгельсу), нам не дали, мотивируя тем, что эта площадка уже передана под другой инвестиционный проект и там будут построены многоэтажные апартаменты. Сейчас я обратился по поводу получения под наш проект другой площадки, даже более интересной: она расположена между Большим Каменным мостом и Волхонкой. Это сложное место, но там для создания музейных площадей можно сделать подземные этажи — мы работаем с этим проектом.

Есть ли еще за границей коллекции, которые интересны Музею русской иконы для приобретения?

Хотя очень значительное количество русских икон в последние годы было возвращено на родину (в том числе нами), я уверен, что в зарубежных частных коллекциях еще остались интересные иконы. Конечно, мы не говорим о коллекциях настоящих музеев, как во Франкфурте-на-Майне или Рекклингхаузене, где иконы постоянно и открыто экспонируются. Мы знаем несколько частных собраний и ведем работу над тем, чтобы их выкупить и вернуть в страну. Например, это собрание замечательного актера, журналиста, писателя и коллекционера Норберта Кухинке (исполнитель роли шведского профессора в фильме «Осенний марафон». — TANR) — у его сына как у наследника осталась прекрасная коллекция икон. Русский аналог имени Норберт — Георгий, и Кухинке собирал иконы с изображением святого Георгия. Так у него в коллекции появилось несколько икон XVI–XVII веков с сюжетом «Чудо Георгия о змие», и мы ведем переговоры с наследником по поводу их покупки.

Как сейчас строятся отношения Музея русской иконы с Русской православной церковью и государственными музеями?

И государственные музеи, и Русская православная церковь несколько лет присматривались к нам, но постепенно убедились в нашей искренности и чистоте помыслов. Мы стали партнерами, между нами достигнуто взаимопонимание. Кроме собирания икон и представления художественного наследия, связанного с Русской православной церковью, я принимаю участие в восстановлении храмов, являюсь членом попечительского совета Троице-Сергиевой Лавры и Высоко-Петровского монастыря, Даниловского монастыря и Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, был генеральным спонсором восстановления храма Преображения на Преображенской площади, являюсь генеральным спонсором строительства храмового комплекса на берегу Москвы-реки в районе Братеево. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+