18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первая в России ретроспектива звезды соц-арта Александра Косолапова открылась в MMOMA

Наш ответ американскому поп-арту

Александр Косолапов (р. 1943) — герой не только российской, но и мировой арт-сцены, сначала как создатель знаменитой псевдорекламы «Ленин — Coca-Cola» (1982), принятой в Америке за рекламу идей коммунизма, а через два десятка лет как «оскорбитель чувств» тех российских граждан, которые не понимают вредности консюмеризма — что плотского, что духовного. 

Косолапов окончил Строгановское училище в Москве как скульптор-монументалист и до отъезда в США в 1975 году служил в скульптурных мастерских Художественного фонда СССР. В те же годы художник пробует себя как соц-артист. Объект «Учись, сынок» сделан из оргалита и фанеры. Нравоучительный сюжет — военный-папа наставляет неразумного отрока — снижен, спародирован за счет выбора техники. Это произведение было показано на легендарной выставке «Другое искусство. Москва 1956–1976» в 1990 году. 

Упомянутый уже коллаж «Ленин — Coca-Cola», пожалуй, самое узнаваемое произведение Косолапова, он создал его в 1982 году. Как недавно вспоминал художник, тогда все делалось вручную. На красное поле были наложены вырезанные из журналов портрет вождя, логотип компании и ее девиз «It’s the Real Thing». Для глаза советского человека, уставшего от коммунистической пропаганды, посыл художника был очевиден. Это была критика общества потребления. Раз Ленин советует, значит, что-то не так. В данном случае качество самого напитка не имело значения. 

Но американская оптика была совершенно иной. Компания заподозрила художника в рекламе коммунистических идей: раз рядом с лейблом Coca-Сola портрет человека, значит, он — наш парень. Заодно Косолапова обвинили в незаконном использовании логотипа. Дело до суда не дошло, но создать баннер для Таймс-сквер в Нью-Йорке художнику не разрешили. В 2016 году Aksenov Family Foundation приобрел у Косолапова архив документов, связанных с этой историей, некоторые из них представлены на выставке. 

Пародийная креативность сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Фотография «Икра-ЛЕФ» — автопортрет, отсылающий к знаменитому снимку Александра Родченко — портрету Осипа Брика 1924 года. На снимке Родченко вместо правого стекла очков вставлен знак литературного объединения 1920-х годов «Левый фронт». У Косолапова — этикетка или крышка от советской банки с черной икрой. И еще неизвестно, что опаснее: увлечение левыми идеями или потребление черной икры. Как и в случае с напитком, дело не в ее качестве — это символ консюмеризма. На ту же тему картина «Голубая икра», изображающая крышки от деликатеса в духе уорхоловских «портретов» супа Campbell и кетчупа Heinz. 

Для честного пересмешника Косолапова нет никаких авторитетов и табу. В серии агитационного фарфора он покушается на «наше все» — Казимира Малевича. Супрематические фантазии Косолапова оказываются вложенными в писсуар имени Марселя Дюшана. Не самое почетное место для автора «Черного квадрата». Да и «архитектоны» Малевич придумывал не для того, чтобы Косолапов водрузил на вершину одного из них Малевича-Микки-Ленина, состоящего из ушастой головы диснеевского персонажа и фигуры вождя мирового пролетариата. Создавая этот синтетический образ, Косолапов использует свою первородную технику — скульптуру. Точно определила взаимодействие этих персонажей критик Маргарита Тупицына: «Ленин и Микки-Маус становятся взаимозаменяемыми, как продукты массовой культуры. …Художник подразумевает, что, несмотря на конфликтные отношения между двумя системами, отличительными признаками которых являются используемые им символы, их основная цель — убедить население в подлинности и искренности их товаров — несомненно, совпадает». 

Московский музей современного искусства
Александр Косолапов. Ленин и Кока-кола
До 11 февраля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+