The Art Newspaper Russia
Поиск

Первая в России ретроспектива звезды соц-арта Александра Косолапова открылась в MMOMA

Наш ответ американскому поп-арту

Александр Косолапов (р. 1943) — герой не только российской, но и мировой арт-сцены, сначала как создатель знаменитой псевдорекламы «Ленин — Coca-Cola» (1982), принятой в Америке за рекламу идей коммунизма, а через два десятка лет как «оскорбитель чувств» тех российских граждан, которые не понимают вредности консюмеризма — что плотского, что духовного. 

Косолапов окончил Строгановское училище в Москве как скульптор-монументалист и до отъезда в США в 1975 году служил в скульптурных мастерских Художественного фонда СССР. В те же годы художник пробует себя как соц-артист. Объект «Учись, сынок» сделан из оргалита и фанеры. Нравоучительный сюжет — военный-папа наставляет неразумного отрока — снижен, спародирован за счет выбора техники. Это произведение было показано на легендарной выставке «Другое искусство. Москва 1956–1976» в 1990 году. 

Упомянутый уже коллаж «Ленин — Coca-Cola», пожалуй, самое узнаваемое произведение Косолапова, он создал его в 1982 году. Как недавно вспоминал художник, тогда все делалось вручную. На красное поле были наложены вырезанные из журналов портрет вождя, логотип компании и ее девиз «It’s the Real Thing». Для глаза советского человека, уставшего от коммунистической пропаганды, посыл художника был очевиден. Это была критика общества потребления. Раз Ленин советует, значит, что-то не так. В данном случае качество самого напитка не имело значения. 

Но американская оптика была совершенно иной. Компания заподозрила художника в рекламе коммунистических идей: раз рядом с лейблом Coca-Сola портрет человека, значит, он — наш парень. Заодно Косолапова обвинили в незаконном использовании логотипа. Дело до суда не дошло, но создать баннер для Таймс-сквер в Нью-Йорке художнику не разрешили. В 2016 году Aksenov Family Foundation приобрел у Косолапова архив документов, связанных с этой историей, некоторые из них представлены на выставке. 

Пародийная креативность сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Фотография «Икра-ЛЕФ» — автопортрет, отсылающий к знаменитому снимку Александра Родченко — портрету Осипа Брика 1924 года. На снимке Родченко вместо правого стекла очков вставлен знак литературного объединения 1920-х годов «Левый фронт». У Косолапова — этикетка или крышка от советской банки с черной икрой. И еще неизвестно, что опаснее: увлечение левыми идеями или потребление черной икры. Как и в случае с напитком, дело не в ее качестве — это символ консюмеризма. На ту же тему картина «Голубая икра», изображающая крышки от деликатеса в духе уорхоловских «портретов» супа Campbell и кетчупа Heinz. 

Для честного пересмешника Косолапова нет никаких авторитетов и табу. В серии агитационного фарфора он покушается на «наше все» — Казимира Малевича. Супрематические фантазии Косолапова оказываются вложенными в писсуар имени Марселя Дюшана. Не самое почетное место для автора «Черного квадрата». Да и «архитектоны» Малевич придумывал не для того, чтобы Косолапов водрузил на вершину одного из них Малевича-Микки-Ленина, состоящего из ушастой головы диснеевского персонажа и фигуры вождя мирового пролетариата. Создавая этот синтетический образ, Косолапов использует свою первородную технику — скульптуру. Точно определила взаимодействие этих персонажей критик Маргарита Тупицына: «Ленин и Микки-Маус становятся взаимозаменяемыми, как продукты массовой культуры. …Художник подразумевает, что, несмотря на конфликтные отношения между двумя системами, отличительными признаками которых являются используемые им символы, их основная цель — убедить население в подлинности и искренности их товаров — несомненно, совпадает». 

Московский музей современного искусства
Александр Косолапов. Ленин и Кока-кола
До 11 февраля

Просмотры: 1683
Популярные материалы
1
Приключения русского авангарда в Генте
Выставка в бельгийском музее поразила экспертов. Откуда взялись неизвестные прежде произведения русских художников-авангардистов, выясняла наш корреспондент Наталья Шкуренок.
15 января 2018
2
Открытое письмо экспертов по поводу выставки «Русский модернизм» в Музее изящных искусств в Генте
Ученые, кураторы и арт-дилеры считают показанные на выставке работы мастеров русского авангарда «вызывающими множество вопросов».
15 января 2018
3
Легенда’88: как русское искусство конвертировали в фунты стерлингов
23 января в Музее современного искусства «Гараж» открывается выставка «Ставки на гласность. Аукцион „Сотбис“ в Москве, 1988». Мы предлагаем проследить, как изменились цены на работы героев этих торгов 30 лет спустя.
10 января 2018
4
Самые интересные выставки 2018 года: от Баскиа и Данa Во до Майкла Джексона и Берты Моризо
Выставки, которые стоит посетить в наступившем году в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и других городах мира.
11 января 2018
5
Рубенс, Брейгель, братья ван Эйк: героям фламандского искусства посвящается
В 2018 году в Бельгии стартует большая программа «Фламандские мастера». Для каждого года трехлетнего проекта избраны свой герой и свое место действия.
11 января 2018
6
Двенадцать ню и другие шедевры Модильяни можно увидеть в Лондоне
Кураторы выставки в Тейт сделали все возможное, чтобы ни одна из 100 работ не вызывала сомнений в подлинности.
11 января 2018
7
Как гадать на Святки: советы художников
Святочная неделя продлится до 17 января, гадать можно до самого Крещенского сочельника. Чтобы узнать, где и как ждать подсказок судьбы, TANR предлагает обратиться за примерами к русской живописи XIX века.
12 января 2018
8
Умер Владимир Янкилевский
4 января в Париже на 80-м году жизни скончался Владимир Янкилевский — один из важнейших художников плеяды московских нонконформистов.
09 января 2018
9
Ярмарка BRAFA: не только обертка
Одна из старейших и уважаемых мировых ярмарок искусства, BRAFA (Брюссельская ярмарка искусства) проходит уже больше 60 лет. В этом году 134 галереи из 16 стран представят весь спектр исторических эпох и коллекционерских пристрастий.
12 января 2018
10
Парижский Музей на набережной Бранли готов вернуть африканское искусство
Глава музея Стефан Мартен поддержал обещание президента Франции Эмманюэля Макрона возвратить предметы африканского искусства на родину.
09 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru