The Art Newspaper Russia
Поиск

Первая в России ретроспектива звезды соц-арта Александра Косолапова открылась в MMOMA

Наш ответ американскому поп-арту

Александр Косолапов (р. 1943) — герой не только российской, но и мировой арт-сцены, сначала как создатель знаменитой псевдорекламы «Ленин — Coca-Cola» (1982), принятой в Америке за рекламу идей коммунизма, а через два десятка лет как «оскорбитель чувств» тех российских граждан, которые не понимают вредности консюмеризма — что плотского, что духовного. 

Косолапов окончил Строгановское училище в Москве как скульптор-монументалист и до отъезда в США в 1975 году служил в скульптурных мастерских Художественного фонда СССР. В те же годы художник пробует себя как соц-артист. Объект «Учись, сынок» сделан из оргалита и фанеры. Нравоучительный сюжет — военный-папа наставляет неразумного отрока — снижен, спародирован за счет выбора техники. Это произведение было показано на легендарной выставке «Другое искусство. Москва 1956–1976» в 1990 году. 

Упомянутый уже коллаж «Ленин — Coca-Cola», пожалуй, самое узнаваемое произведение Косолапова, он создал его в 1982 году. Как недавно вспоминал художник, тогда все делалось вручную. На красное поле были наложены вырезанные из журналов портрет вождя, логотип компании и ее девиз «It’s the Real Thing». Для глаза советского человека, уставшего от коммунистической пропаганды, посыл художника был очевиден. Это была критика общества потребления. Раз Ленин советует, значит, что-то не так. В данном случае качество самого напитка не имело значения. 

Но американская оптика была совершенно иной. Компания заподозрила художника в рекламе коммунистических идей: раз рядом с лейблом Coca-Сola портрет человека, значит, он — наш парень. Заодно Косолапова обвинили в незаконном использовании логотипа. Дело до суда не дошло, но создать баннер для Таймс-сквер в Нью-Йорке художнику не разрешили. В 2016 году Aksenov Family Foundation приобрел у Косолапова архив документов, связанных с этой историей, некоторые из них представлены на выставке. 

Пародийная креативность сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Фотография «Икра-ЛЕФ» — автопортрет, отсылающий к знаменитому снимку Александра Родченко — портрету Осипа Брика 1924 года. На снимке Родченко вместо правого стекла очков вставлен знак литературного объединения 1920-х годов «Левый фронт». У Косолапова — этикетка или крышка от советской банки с черной икрой. И еще неизвестно, что опаснее: увлечение левыми идеями или потребление черной икры. Как и в случае с напитком, дело не в ее качестве — это символ консюмеризма. На ту же тему картина «Голубая икра», изображающая крышки от деликатеса в духе уорхоловских «портретов» супа Campbell и кетчупа Heinz. 

Для честного пересмешника Косолапова нет никаких авторитетов и табу. В серии агитационного фарфора он покушается на «наше все» — Казимира Малевича. Супрематические фантазии Косолапова оказываются вложенными в писсуар имени Марселя Дюшана. Не самое почетное место для автора «Черного квадрата». Да и «архитектоны» Малевич придумывал не для того, чтобы Косолапов водрузил на вершину одного из них Малевича-Микки-Ленина, состоящего из ушастой головы диснеевского персонажа и фигуры вождя мирового пролетариата. Создавая этот синтетический образ, Косолапов использует свою первородную технику — скульптуру. Точно определила взаимодействие этих персонажей критик Маргарита Тупицына: «Ленин и Микки-Маус становятся взаимозаменяемыми, как продукты массовой культуры. …Художник подразумевает, что, несмотря на конфликтные отношения между двумя системами, отличительными признаками которых являются используемые им символы, их основная цель — убедить население в подлинности и искренности их товаров — несомненно, совпадает». 

Московский музей современного искусства
Александр Косолапов. Ленин и Кока-кола
До 11 февраля

Просмотры: 2500
Популярные материалы
1
Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину
Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов.
20 июня 2018
2
Мировые арт-парки с русским искусством
Коллекционирование крупномасштабных инсталляций и скульптуры — дело сложное и затратное, но собирателей это не останавливает, и подтверждение тому — частные арт-парки по всему миру.
20 июня 2018
3
Марина Лошак: «Я себя чувствую больше художником, чем менеджером»
Пять лет назад Марина Лошак пришла в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Сегодня в интервью TANR она рассказала о трансформации музея, новой коллекции, рецепте успешной выставки и о том, почему не стоит засиживаться в кресле директора.
22 июня 2018
4
Не про футбол: 10 выставок лета
Совсем скоро редакция TANR отправится на каникулы, и, пока сайт не будет обновляться, предлагаем посмотреть самые интересные выставки этого лета и узнать о них побольше из наших текстов.
21 июня 2018
5
На базе коллекции Георгия Костаки создадут исследовательский центр русского авангарда
Государственный музей современного искусства в Салониках «перезагружает» наследие великого коллекционера.
22 июня 2018
6
Таинственная художница Михаэлина Вотье обрела плоть
Профессор Катлейне ван дер Стихелен рассказывает о своей уникальной героине и первой ретроспективе прежде неизвестной художницы XVII века в музее MAS в Антверпене.
18 июня 2018
7
В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого
Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России.
20 июня 2018
8
Личные вещи Фриды Кало привезли из Мехико в Лондон
В Музее Виктории и Альберта выставлены одежда и автопортреты мексиканской художницы, хранившиеся в тайном шкафу на протяжении 50 лет после ее смерти.
19 июня 2018
9
Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО
Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год.
19 июня 2018
10
В Пти-пале покажут импрессионистов в изгнании
Как вынужденное пребывание в Лондоне пошло на пользу французским художникам.
18 июня 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru