The Art Newspaper Russia
Поиск

Фабрика-кухня архитектуры Cтраны Советов

К юбилею революции Музей им. А.В.Щусева показывает проекты советского авангарда 1920–1930-х годов

Музей архитектуры им. А.В.Щусева собрал на выставку архитектурную графику, живопись, макеты из музеев двух столиц и частных коллекций. Герои того пассионарного времени воспринимаются сегодня как соратники и единомышленники, хотя Иван Фомин был на 30 лет старше Ивана Леонидова, а они вместе были современниками «Черного квадрата» Казимира Малевича, его «архитектонов» и проекта «Памятника III Интернационалу» Владимира Татлина. Николай Ладовский основал АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов, 1924),  Александр Веснин — ОСА (Объединение современных архитекторов, 1925), во ВХУТЕМАСе преподавали братья Веснины, Илья Голосов, Константин Мельников. Тогда же в дискуссиях родились понятия «соцгород», «жилкомбинат», «коммунальный дом», «фабрика-кухня».  А самое удивительное, что некоторые  замыслы даже реализовались. На короткое время совпали интересы архитекторов и власти, строившей социализм в отдельно взятой стране. 

Выставка интересна как попытка выделить в проектной и строительной практике двух бурных десятилетий типологию зданий: промышленные, спортивные, жилые, общественные. Начало выставки — эскизы «Города Солнца» Леонидова. Не столь важно, когда архитектор начал работу над проектом, интереснее мотивация: найти новый образ столицы. А если он найден, то не выглядит несбыточной фантастикой и «Летающий город» Георгия Крутикова. И уж совсем прагматичным кажется план развития Москвы «Парабола» Николая Ладовского: развивать столицу вдоль северо-западной оси (Тверская улица), тогда в плане она будет напоминать параболу или комету и в итоге сольется с Ленинградом.

Одним из образцов советского конструктивизма стал проект московской редакции газеты «Ленинградская правда» братьев Весниных. На крошечном участке 6 х 6 м была задумана башня с киоском печати внизу, офисами в средних этажах и завершением, говоря современным языком, центром мультимедиа. Проект не был реализован, но на Страстной площади появился не менее замечательный дом «Известия» Григория Бархина. Илья Голосов создает проект «Электробанка» в своем фирменном стиле с круглой башней на углу здания. Сходный прием и в его же реализованном ДК им. Зуева. 

Строительство Дворцов культуры советская власть считала важной задачей, и архитекторы откликнулись на социальный запрос. ДК им. Русакова создал Константин Мельников, ДК им. Горького в Ленинграде — Александр Гегелло, ДК ЗИЛ — братья Веснины. 

Иван Леонидов справедливо стал центральной фигурой в разделе «Главное здание страны». Речь идет о конкурсе 1934–1936 годов на проект дома Наркомтяжпрома на Красной площади, на месте ГУМа. Леонидов пишет о своем проекте: «Центром композиции являются высотные башни… Башен три. Первая — прямоугольная в плане, с легким пространственным верхом, обращена фасадом на Красную площадь. Верх башни стеклянный, с подвесными террасами металлической конструкции. Круглая башня задумана как контрастирующая первой, живописная по форме и обработке. Башня обработана террасами-трибунами. Материал — стеклянный кирпич… Ночью башня будет выделяться своим светлым силуэтом с едва заметной сеткой конструкции и темными пятнами террас-трибун. Третья башня задумана пространственной в плане, простой и строгой в фасадах». Глаз не оторвать от леонидовских «увражей», но это еще и памятник силе человеческого духа.

От дома Наркомтяжпрома логика выставки ведет к промышленному конструктивизму Весниных в комплексе Днепрогэса с  участием и Николая Колли, работавшего вместе с Ле Корбюзье над проектом здания Центросоюза. Колли представлен и редким проектом стадиона «Динамо» в Минске (1945). Алексей Щусев в 1926 году участвует в конкурсе на проект здания Центрального телеграфа (не был реализован). 

А завершают выставку жилье и «социалка». За несколько лет до ДК ЗИЛ братья Веснины создали эскиз застройки Ленинской (бывшей Симоновской) слободы. Сейчас эти трехэтажки выглядят даже романтично. Поликлиника Наркомата путей сообщения (1933) стала последним проектом Ивана Фомина, реализованным при его жизни. Здание наркомата завершили в 1938 году. На эскизе видно, что и поликлиника должна была получить угловую башню. Этого выразительного объема ей не хватает.  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Авангардстрой. Архитектурный ритм Революции
1 декабря 2017– 1 апреля 2018

Материалы по теме
Просмотры: 2689
Популярные материалы
1
Энгелина Смирнова: «Икона — не только молельный образ»
Древнерусское искусство в последнее время становится темой публичного обсуждения только в катастрофических или сенсационных случаях. Энгелина Смирнова, уважаемый ученый и университетский преподаватель, дает этой ситуации компетентный комментарий.
09 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
4
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
5
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
6
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
7
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
8
В испанском монастыре порвалось упавшее со стены «Распятие» Тициана
Полотно XVI века сразу же отправили на реставрацию, содействие которой окажут специалисты Музея Прадо.
09 октября 2018
9
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
10
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru