The Art Newspaper Russia
Поиск

Фабрика-кухня архитектуры Cтраны Советов

К юбилею революции Музей им. А.В.Щусева показывает проекты советского авангарда 1920–1930-х годов

Музей архитектуры им. А.В.Щусева собрал на выставку архитектурную графику, живопись, макеты из музеев двух столиц и частных коллекций. Герои того пассионарного времени воспринимаются сегодня как соратники и единомышленники, хотя Иван Фомин был на 30 лет старше Ивана Леонидова, а они вместе были современниками «Черного квадрата» Казимира Малевича, его «архитектонов» и проекта «Памятника III Интернационалу» Владимира Татлина. Николай Ладовский основал АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов, 1924),  Александр Веснин — ОСА (Объединение современных архитекторов, 1925), во ВХУТЕМАСе преподавали братья Веснины, Илья Голосов, Константин Мельников. Тогда же в дискуссиях родились понятия «соцгород», «жилкомбинат», «коммунальный дом», «фабрика-кухня».  А самое удивительное, что некоторые  замыслы даже реализовались. На короткое время совпали интересы архитекторов и власти, строившей социализм в отдельно взятой стране. 

Выставка интересна как попытка выделить в проектной и строительной практике двух бурных десятилетий типологию зданий: промышленные, спортивные, жилые, общественные. Начало выставки — эскизы «Города Солнца» Леонидова. Не столь важно, когда архитектор начал работу над проектом, интереснее мотивация: найти новый образ столицы. А если он найден, то не выглядит несбыточной фантастикой и «Летающий город» Георгия Крутикова. И уж совсем прагматичным кажется план развития Москвы «Парабола» Николая Ладовского: развивать столицу вдоль северо-западной оси (Тверская улица), тогда в плане она будет напоминать параболу или комету и в итоге сольется с Ленинградом.

Одним из образцов советского конструктивизма стал проект московской редакции газеты «Ленинградская правда» братьев Весниных. На крошечном участке 6 х 6 м была задумана башня с киоском печати внизу, офисами в средних этажах и завершением, говоря современным языком, центром мультимедиа. Проект не был реализован, но на Страстной площади появился не менее замечательный дом «Известия» Григория Бархина. Илья Голосов создает проект «Электробанка» в своем фирменном стиле с круглой башней на углу здания. Сходный прием и в его же реализованном ДК им. Зуева. 

Строительство Дворцов культуры советская власть считала важной задачей, и архитекторы откликнулись на социальный запрос. ДК им. Русакова создал Константин Мельников, ДК им. Горького в Ленинграде — Александр Гегелло, ДК ЗИЛ — братья Веснины. 

Иван Леонидов справедливо стал центральной фигурой в разделе «Главное здание страны». Речь идет о конкурсе 1934–1936 годов на проект дома Наркомтяжпрома на Красной площади, на месте ГУМа. Леонидов пишет о своем проекте: «Центром композиции являются высотные башни… Башен три. Первая — прямоугольная в плане, с легким пространственным верхом, обращена фасадом на Красную площадь. Верх башни стеклянный, с подвесными террасами металлической конструкции. Круглая башня задумана как контрастирующая первой, живописная по форме и обработке. Башня обработана террасами-трибунами. Материал — стеклянный кирпич… Ночью башня будет выделяться своим светлым силуэтом с едва заметной сеткой конструкции и темными пятнами террас-трибун. Третья башня задумана пространственной в плане, простой и строгой в фасадах». Глаз не оторвать от леонидовских «увражей», но это еще и памятник силе человеческого духа.

От дома Наркомтяжпрома логика выставки ведет к промышленному конструктивизму Весниных в комплексе Днепрогэса с  участием и Николая Колли, работавшего вместе с Ле Корбюзье над проектом здания Центросоюза. Колли представлен и редким проектом стадиона «Динамо» в Минске (1945). Алексей Щусев в 1926 году участвует в конкурсе на проект здания Центрального телеграфа (не был реализован). 

А завершают выставку жилье и «социалка». За несколько лет до ДК ЗИЛ братья Веснины создали эскиз застройки Ленинской (бывшей Симоновской) слободы. Сейчас эти трехэтажки выглядят даже романтично. Поликлиника Наркомата путей сообщения (1933) стала последним проектом Ивана Фомина, реализованным при его жизни. Здание наркомата завершили в 1938 году. На эскизе видно, что и поликлиника должна была получить угловую башню. Этого выразительного объема ей не хватает.  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Авангардстрой. Архитектурный ритм Революции
1 декабря 2017– 1 апреля 2018

Материалы по теме
Просмотры: 3592
Популярные материалы
1
Больше чем мех
Владелица бренда «Меха Екатерина» Екатерина Акхузина, унаследовавшая семейный бизнес от отца, Ильдара Акхузина, рассказала о том, как начала коллекционировать искусство и каким образом ее страсть повлияла на компанию.
05 декабря 2019
2
Маурицио Каттелан продает бананы на Art Basel Miami
Новый арт-объект художника-хулигана — «Комедиант» в виде обычного банана, прилепленного к стене скотчем, — продан в самом начале работы ярмарки Art Basel Miami за $120 тыс. Если будут проданы все три экземпляра работы, выручка составит $360 тыс.
06 декабря 2019
3
Украденные 40 лет назад картины Брейгеля, Гольбейна, Халса нашли в Германии
Полотна, похищенные из музея в замке Фриденштайн в 1979 году, пытались вернуть за выкуп.
09 декабря 2019
4
Мировой арт-рынок достиг второго по величине уровня оборота за последние десять лет
Оборот рынка в прошлом, 2018 году составил $67,4 млрд, напоминает совместный отчет ярмарки Art Basel и банка UBS в преддверии итогов 2019 года.
05 декабря 2019
5
Екатерина Селезнева: «Все творчество Шагала — это личный дневник художника»
Куратор выставки Марка Шагала в музее «Новый Иерусалим» Екатерина Селезнева рассказала нам о том, как распознать подделку, о редких экспонатах из Ниццы и музах художника.
05 декабря 2019
6
Банан Каттелана войдет в коллекцию музея, несмотря на то что его съели
Покупатель фруктовой скульптуры Маурицио Каттелана, проданной на Art Basel Miami Beach за $120 тыс., передаст ее институции, название которой пока что неизвестно.
09 декабря 2019
7
Жизнь Марины Абрамович как непрекращающийся перформанс
Воспоминания и размышления Марины Абрамович, одной из выдающихся художниц современности, увлекательны и читаются как авантюрный роман.
06 декабря 2019
8
МоМА решил избавиться от «-измов»
Экскурсия по легендарному нью-йоркскому музею после $450-миллионной реконструкции.
09 декабря 2019
9
Ашшурбанапал, владыка мира, покоряет Петербург
Британский музей поделился с Эрмитажем ассирийским искусством.
10 декабря 2019
10
В павильоне России на биеннале в Венеции состоится конкурс на его реконструкцию
Новая команда павильона России на 17-й Архитектурной биеннале в Венеции представит проект Open!
06 декабря 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru