The Art Newspaper Russia
Поиск

Фабрика-кухня архитектуры Cтраны Советов

К юбилею революции Музей им. А.В.Щусева показывает проекты советского авангарда 1920–1930-х годов

Музей архитектуры им. А.В.Щусева собрал на выставку архитектурную графику, живопись, макеты из музеев двух столиц и частных коллекций. Герои того пассионарного времени воспринимаются сегодня как соратники и единомышленники, хотя Иван Фомин был на 30 лет старше Ивана Леонидова, а они вместе были современниками «Черного квадрата» Казимира Малевича, его «архитектонов» и проекта «Памятника III Интернационалу» Владимира Татлина. Николай Ладовский основал АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов, 1924),  Александр Веснин — ОСА (Объединение современных архитекторов, 1925), во ВХУТЕМАСе преподавали братья Веснины, Илья Голосов, Константин Мельников. Тогда же в дискуссиях родились понятия «соцгород», «жилкомбинат», «коммунальный дом», «фабрика-кухня».  А самое удивительное, что некоторые  замыслы даже реализовались. На короткое время совпали интересы архитекторов и власти, строившей социализм в отдельно взятой стране. 

Выставка интересна как попытка выделить в проектной и строительной практике двух бурных десятилетий типологию зданий: промышленные, спортивные, жилые, общественные. Начало выставки — эскизы «Города Солнца» Леонидова. Не столь важно, когда архитектор начал работу над проектом, интереснее мотивация: найти новый образ столицы. А если он найден, то не выглядит несбыточной фантастикой и «Летающий город» Георгия Крутикова. И уж совсем прагматичным кажется план развития Москвы «Парабола» Николая Ладовского: развивать столицу вдоль северо-западной оси (Тверская улица), тогда в плане она будет напоминать параболу или комету и в итоге сольется с Ленинградом.

Одним из образцов советского конструктивизма стал проект московской редакции газеты «Ленинградская правда» братьев Весниных. На крошечном участке 6 х 6 м была задумана башня с киоском печати внизу, офисами в средних этажах и завершением, говоря современным языком, центром мультимедиа. Проект не был реализован, но на Страстной площади появился не менее замечательный дом «Известия» Григория Бархина. Илья Голосов создает проект «Электробанка» в своем фирменном стиле с круглой башней на углу здания. Сходный прием и в его же реализованном ДК им. Зуева. 

Строительство Дворцов культуры советская власть считала важной задачей, и архитекторы откликнулись на социальный запрос. ДК им. Русакова создал Константин Мельников, ДК им. Горького в Ленинграде — Александр Гегелло, ДК ЗИЛ — братья Веснины. 

Иван Леонидов справедливо стал центральной фигурой в разделе «Главное здание страны». Речь идет о конкурсе 1934–1936 годов на проект дома Наркомтяжпрома на Красной площади, на месте ГУМа. Леонидов пишет о своем проекте: «Центром композиции являются высотные башни… Башен три. Первая — прямоугольная в плане, с легким пространственным верхом, обращена фасадом на Красную площадь. Верх башни стеклянный, с подвесными террасами металлической конструкции. Круглая башня задумана как контрастирующая первой, живописная по форме и обработке. Башня обработана террасами-трибунами. Материал — стеклянный кирпич… Ночью башня будет выделяться своим светлым силуэтом с едва заметной сеткой конструкции и темными пятнами террас-трибун. Третья башня задумана пространственной в плане, простой и строгой в фасадах». Глаз не оторвать от леонидовских «увражей», но это еще и памятник силе человеческого духа.

От дома Наркомтяжпрома логика выставки ведет к промышленному конструктивизму Весниных в комплексе Днепрогэса с  участием и Николая Колли, работавшего вместе с Ле Корбюзье над проектом здания Центросоюза. Колли представлен и редким проектом стадиона «Динамо» в Минске (1945). Алексей Щусев в 1926 году участвует в конкурсе на проект здания Центрального телеграфа (не был реализован). 

А завершают выставку жилье и «социалка». За несколько лет до ДК ЗИЛ братья Веснины создали эскиз застройки Ленинской (бывшей Симоновской) слободы. Сейчас эти трехэтажки выглядят даже романтично. Поликлиника Наркомата путей сообщения (1933) стала последним проектом Ивана Фомина, реализованным при его жизни. Здание наркомата завершили в 1938 году. На эскизе видно, что и поликлиника должна была получить угловую башню. Этого выразительного объема ей не хватает.  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Авангардстрой. Архитектурный ритм Революции
1 декабря 2017– 1 апреля 2018

Материалы по теме
Просмотры: 4340
Популярные материалы
1
Картина ученика Леонардо да Винчи продана во Франции за рекордные €1,7 млн
«Кающаяся Магдалина», одна из немногих дошедших до нас работ Салаи, поступившего в мастерскую Леонардо в возрасте десяти лет, была выставлена на торги с эстимейтом €100–150 тыс.
20 ноября 2020
2
Выставка Василия Клюкина «Теория обратного взрыва» проходит в Барвихе
Банкир и девелопер, ставший успешным скульптором с международными проектами — Василий Клюкин потратил на это превращение десять лет. Сегодня его представляет одна из крупнейших британских галерей, а произведения покупают коллекционеры со всего мира.
19 ноября 2020
3
Аукцион русского искусства Christie’s: Нестеров, Айвазовский и женщины-художницы
В Лондоне вживую (но без участников в зале) пройдет традиционный аукцион русского искусства.
18 ноября 2020
4
Международное сообщество призывает к защите армянских церквей в Карабахе
Переход под азербайджанскую юрисдикцию территорий с армянскими святынями может поставить их под угрозу.
19 ноября 2020
5
В Санкт-Петербурге пройдет Art Weekend
Проект, придуманный Северо-Западным филиалом ГЦСИ, специальными маршрутами объединит 21 и 22 ноября творческие пространства Cеверной столицы — музеи, галереи, вузы и мастерские.
20 ноября 2020
6
Египетские археологи сделали крупнейшее открытие 2020 года
На территории древнего некрополя Саккары под Каиром нашли более 100 саркофагов.
19 ноября 2020
7
Их выставлял Овчаренко
Владимир Овчаренко открыл выставку, посвященную 30-летию своей галереи, первую в юбилейном цикле.
18 ноября 2020
8
В Хьюстоне завершен музейный проект стоимостью свыше $450 млн
Хьюстонский музей изящных искусств (MFAH) открывает 21 ноября новое здание Киндер-билдинг.
20 ноября 2020
9
ЮНЕСКО провинилось перед Метрополитен-музеем
Экспонаты музея с легальным провенансом были ошибочно использованы в рекламной кампании против контрабанды произведений искусства.
19 ноября 2020
10
Игорь Шелковский получил первую Московскую Арт Премию
Новая премия в области современного искусства с призовым фондом в 33 млн рублей и спонсируемая московским правительством, определила своих победителей.
23 ноября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru