The Art Newspaper Russia
Поиск

Как не только полюбить, но и понять сегодняшнее искусство

Инструкцию предлагают книги «Искусство смотреть: Как воспринимать современное искусство» Оссиана Уорда и «Как писать о современном искусстве» Гильды Уильямс

Если вдруг кто-то чувствует себя беспомощным перед лицом современного искусства, две эти книги, удачно встретившиеся на одном рецензентском столе и выпущенные одним издательством, послужат ему утешением. И прочитаны они, спешу добавить, и могут, и должны быть вместе и подряд, как две части одной инструкции. И даже одного психотерапевтического пособия. Потому что современное искусство (по чересчур широкому, но не лишенному оснований определению Оссиана Уорда, это «все искусство, созданное после 2000 года»), разумеется, шок и разрыв шаблонов, и авторы обеих книг прекрасно отдают себе в этом отчет. Зато они, в отличие от нас, знают, как с этим справляться!

Прежде всего, учит нас Уорд, надо помнить: обман типовых ожиданий принадлежит к самой сути новейших художественных практик. «Даже традиционные художественные формы, — пишет он, — сейчас порой представляют собой не то, чего мы от них ожидаем. Отдельно взятая картина может быть нечитаема в отрыве от остальной серии… Современный художник может… замаскировать свою скульптуру под предмет обихода или заставить нас думать, будто ему совершенно плевать на скульптурные традиции». Да и Гильда Уильямс, автор второй книги, совершенно с ним солидарна, добавляя лишь, что не только сами арт-объекты наших дней, но и значительная часть того, что о них написано, «с трудом поддается пониманию». Главное же: современное искусство требует принципиально большей, чем прежде, активности воспринимающего.

Значит, первая задача реципиента — правильно выстроить собственное восприятие. Для этого Уорд предлагает хорошо запоминаемую формулу TABULA, отталкиваясь от латинского выражения tabula rasa, «чистая доска», что означает максимальную непредвзятость, очищенность от предрассудков, открытость, с которой следует подступать к воспринимаемым эстетическим объектам. Каждой букве формулы соответствует одно внутреннее свойство. Составным частям этой путеводной «табулы» переводчик Светлана Кузнецова придала следующий русский облик: «Т» — терпение, «А» — ассоциации, «Б» — бэкграунд, «У» — усвоение, «Л» — лучше посмотреть еще раз и, наконец, «А» — анализ. Далее на конкретных примерах показано, как эти приемы работают.

Книга же Уильямс о том, как писать об увиденном (а также о том, как читать написанное!), — следующий шаг на этом пути, ведь писание текстов о произведениях искусства — не что иное, как их усиленное, рационально выстроенное, проясненное видение, к тому же адресованное другим. Здесь нам предложена в буквальном смысле пошаговая инструкция — конструктор, из деталей которого может быть собран — и представлен в виде текста — взгляд на арт-объект. А потому этот сборник формул (это ведь они!) будет полезен и тем, кто пока среди арт-критиков себя не видит.


Уорд О. Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство / Пер. С. Кузнецовой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 176 с., ил.

Уильямс Г. Как писать о современном искусстве / Пер. Е. Рубиновой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 368 с., ил. (Garage Pro)

Просмотры: 6711
Популярные материалы
1
Ученые поняли, как в Стоунхендж попали громадные валуны
Полсотни камней весом до 30 т каждый в эпоху неолита и раннего бронзового века были перемещены на расстояние 24 км.
05 августа 2020
2
Музеи и галереи в Бейруте пострадали в результате мощного взрыва
Несколько музеев и галерей в столице Ливана сильно повреждены либо полностью разрушены ударной волной и пожаром.
05 августа 2020
3
Nemoskva: оптимистическая трагедия
В санкт-петербургском Манеже 8 августа откроется выставка «Немосква не за горами». И это отличный повод съездить в город на Неве.
07 августа 2020
4
Эдвард Хоппер: мечта и меланхолия
Популярнейшего американского художника знают, без преувеличения, во всем мире. Но в России его выставок не было, а биография вышла у нас впервые.
07 августа 2020
5
В Тейт представляют забытую на складе серию работ Энди Уорхола
На выставке показывают, как Уорхол включился в борьбу, которая продолжается до сих пор.
05 августа 2020
6
Турист, сломавший ногу скульптуре Кановы, сдался полиции
Итальянский суд может предъявить обвинение вандалу, отломившему пальцы на ноге гипсовой модели скульптуры Полины Бонапарт.
06 августа 2020
7
Германия увеличила бюджет на покупку искусства с €500 тыс. до €3 млн
Правительство планирует приобрести 150 произведений и таким образом помочь художникам и галереям преодолеть экономические трудности, связанные с пандемией коронавируса.
06 августа 2020
8
Алексей Новоселов: «Занимаясь молодыми художниками, мы имеем дело с самым актуальным искусством»
Комиссар VII Московской международной биеннале молодого искусства, которая стартует 5 сентября, рассказал о подготовке выставки в условиях пандемии и работе с регионами.
05 августа 2020
9
Зачем музеи приглашают селебрити
Рассказываем о набирающей обороты тенденции приглашать знаменитостей для промоутирования коллекций и выставок и размышляем, зачем это нужно музеям.
10 августа 2020
10
До самых до окраин
Большая музейная четверка — Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Русский музей и Третьяковская галерея — последовательно открывает в российских регионах филиал за филиалом.
06 августа 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru