The Art Newspaper Russia
Поиск

Sotheby’s привез в Москву топ-лоты русских торгов

Редкую коллекцию парижских работ Александры Экстер 1930-х годов, графику Льва Бакста и Константина Сомова, а также живопись Гриши Брускина и Таира Салахова можно увидеть в Музее архитектуры

Двухдневная предаукционная выставка Sotheby’s открылась в недавно отреставрированном флигеле «Руина» Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева. Бережная реставрация «Руины» — усадьбы Талызина, объединившей строения XVII, XVIII и XIX веков — была проведена архитектурным бюро «Рождественка» во главе с Наринэ Тютчевой и завершилась в этом году, с мая здание заново используется как выставочное пространство. У аукционного дома Sotheby’s была возможность одним из первых «обжить» помещение и устроить выставку русской живописи в необычных декорациях: обнаженная каменная кладка и открытые своды первого этажа, специальные железные дорожки для посетителей и стропильные перекрытия на втором и третьем ярусах. Архитекторы выставки приняли вызов и продолжили эксперименты. Sotheby’s чуть ли не впервые отказался от своего фирменного синего цвета, хотя обычно на любой выставке этого аукционного дома строят специальные перегородки, обтянутые синей тканью, и уже на этом фоне демонстрируют произведения искусства (либо обыгрывают сочетание белого и синего, как в логотипе аукционного дома). Здесь сознательно выбран радикальный красный — такое оформление неизбежно ассоциируется с революционным (все-таки 2017 год, юбилей революции) и шире — советским, а в этот раз у Sotheby’s целый каталог посвящен искусству Советского Союза, которое будут продавать в Лондоне 28 ноября. Кроме того, на втором этаже картины размещены на красных стендах, которые подвешены к стропильным перекрытиям и словно парят в пространстве «Руины». Получилось эффектно.

Почти десять лет назад, в мае 2008 года, Sotheby’s уже устраивал предаукционную выставку в Музее архитектуры, и тоже в руинированном пространстве так называемого Аптекарского приказа, бывшего здания конюшен XVIII–XIX веков. Но тогда разруха в помещении была вполне реальной, а не тщательно срежиссированной, эстимейты — более внушительными (топ-лотом был натюрморт Наталии Гончаровой 1910-х годов с оценкой £2–3 млн), а в Москву привозили не только произведения русских художников, но и работы Эдгара Дега и Поля Гогена.

На этот раз в российскую столицу прибыло более 30 работ, избранные лоты сразу двух аукционов, которые пройдут в Лондоне 28 ноября — это торги «Русская живопись» и «Искусство Советского Союза». Также в этот день позднее состоится аукцион предметов русского декоративно-прикладного искусства, изделий Фаберже и икон.

Самая дорогая (по предварительной оценке) работа на выставке — «Портрет Надежды Сапожниковой» Николая Фешина (эстимейт £1,2–1,8 млн). На рынке достаточно много произведений художника, созданных в Америке, уже после его эмиграции из России, а вот ранние, дореволюционные вещи, скорее, редкость. На картине 1908 года изображена одна из первых учениц и, возможно, возлюбленная Фешина. В тот год он окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге и вернулся в родную Казань, заняв должность преподавателя живописи и рисунка в местной художественной школе. Надежда Сапожникова происходила из богатой казанской купеческой семьи, была покровительницей художника и преданной покупательницей его работ. Именно этот портрет вместе с еще одной картиной сам Фешин отобрал для своего дебюта 1910 года в США, когда его работы демонстрировались в Питсбурге наряду с произведениями Камиля Писсарро и Альфреда Сислея.

На предаукционном показе в Москве представлена также коллекция из 13 живописных и графических работ Александры Экстер, созданных ею в Париже в 1930-е годы. Все произведения принадлежат потомкам предпринимателя Инно Эзратти, с которым художница познакомилась после своего переезда во Францию. Сперва он брал у нее уроки живописи, а во время немецкой оккупации Экстер укрывала сефардского еврея Эзратти, спасая его от угрозы ареста и последующей отправки в лагерь смерти. После войны уже он помогал пожилой и одинокой художнице: покупал ее работы, нашел ей студию в Париже. Экстер назначила его исполнителем своего завещания и оставила ему несколько своих произведений. Теперь наследники Эзратти приняли решение продать собрание из 14 вещей (13 работ и книга). Это декоративные композиции, мало чем напоминающие ранние абстракции Экстер: натюрморт, карнавальные шествия, театрализованные действа в фантазийных архитектурных декорациях. Особенно выделяется яркий «Карнавал в Венеции», который оценен в £180–250 тыс.

Есть на выставке и обязательная русская классика: небольшая марина Ивана Айвазовского (£80–120 тыс.), трогательные девочки Алексея Харламова (£350–450 тыс.), словно открыточные «Деревенские дети» Константина Маковского (£80–120 тыс.), миниатюрно выписанный зимний пейзаж Ивана Похитонова (£100–150 тыс.) и эффектная «Бело-голубая симфония» Ивана Шультце (£30–50 тыс.). Хороша подборка мирискусников: эскизы Льва Бакста, «Спящая дама» 1923 года Константина Сомова (£120–180 тыс.), а также портрет сына Александра кисти Зинаиды Серебряковой.

Что касается аукциона советского искусства, то как раз главных его героев — «Шахтера» Александра Дейнеки, «Партийное собрание на фабрике» Георгия Рублева и «Натюрморт с цветами» Александра Герасимова — в Москву не привезли. Как объяснил глава отдела русской живописи Sotheby’s Рето Барметтлер, это связано с логистическими сложностями. Все три работы (на выставке они представлены большими репродукциями на третьем этаже) происходят из знаменитой американской коллекции Реймонда и Сьюзан Джонсон. В конце 1980-х, еще на закате СССР, Реймонд Джонсон начал собирать произведения советских художников и в результате стал обладателем крупнейшей зарубежной коллекции соцреализма и искусства советской эпохи. Впоследствии он основал частный Музей русского искусства в Миннеаполисе, а теперь готов расстаться с некоторыми произведениями из своего собрания. Из США картины не привезли, зато на выставке Sotheby’s можно увидеть советское искусство из японской коллекции галереи «Геккосо». Глава токийской галереи и главный популяризатор русского искусства в Японии Йоко Накамура собрала выдающуюся коллекцию, пять работ из которой выставлены на лондонские торги. В Москве можно увидеть «Крыши в Гранаде» Таира Салахова (£30–50 тыс.) и дачную сцену Андрея Мыльникова (£30–50 тыс.). Из других собраний представлены «Рабочие» 1930 года Серафимы Рянгиной (картина, принимавшая участие в Венецианской биеннале 1932 года, оценена в £100–150 тыс.), а также «Лунный свет» 1982 года Гриши Брускина (£25–35 тыс.) и, практически манифест перестройки, «Портрет Горбачева» 1989 года кисти Семена Файбисовича (£40–50 тыс.). Советский лидер уверенным шагом направляется в будущее, оставляя далеко позади русскую деревню и родные просторы с куполами и колокольней на горизонте.

Выставка открыта для публики 1–2 ноября с 11:00 до 21:00.

Материалы по теме
Просмотры: 3694
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
8
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
9
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
10
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru