18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Музее-заповеднике «Царицыно» показывают русскую версию «тюркери»

№58
Материал из газеты

Модному в XIX веке ориентализму посвящена выставка «Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре 1760–1840 годов»

Более пяти сотен экспонатов — от живописи, графики, декоративно-прикладного искусства до театральных декораций и даже игральных карт — из 25 ведущих российских музеев, библиотек и частных собраний. Русскую версию — «тюркери» (фр. turquerie) —модного в XIX веке ориентализма, впервые покажут с таким размахом. В России он возник даже раньше, чем в Европе, в эпоху Екатерины II (1729–1796) на фоне русско-турецких ­войн. Художники знакомились с ближайшим восточным соседом не только в ходе военных кампаний, но и отправляясь на Восток в составе дипмиссий, как Иван Данилов и Григорий Сергеев, посетившие Константинополь в 1775 и 1793 годах. По их зарисовкам были созданы гравюры, которые на выставке можно сравнить с представленными здесь же «турецкими типами» в листах из европейских изданий конца XVII — первой половины XIX века, собранных Михаилом Ларионовым. В каждом разделе на выставке — своя тема. В «Живописном Константинополе», помимо произведений русских художников, можно увидеть и такие раритеты, как, например, усыпанные алмазами часы, драгоценную панагию или великолепную турецкую саблю (все — из собрания Музеев Московского Кремля). В разделе «Роскошь и нега Востока» рассказана история создания пушкинской поэмы «Бахчисарайский фонтан». А главное живописное произведение здесь — картина Карла Брюллова «Жены Гирея», приехавшая из Всероссийского музея А.С.Пушкина в Петербурге. Тема «роскоши и неги» продолжается в разделах «Мода á la turque» и «Кейф по-турецки» — с восточными коврами, цветастыми тканями и шалями, портретами дам в тюрбанах, кальянами, трубками и курильницами.

Окрытие такой выставки в Царицыно не случайно. История строительства этого ансамбля началась с Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией 1774 года. В Москве на Ходынском поле в 1775 году устроили торжества в оформлении Василия Баженова, через год получившего от Екатерины II заказ и на постройку Царицына. О празднике на выставке напоминают бутафорские павильоны с Ходынки в зарисовках Матвея Казакова, ученика Баже­нова.  

Музей-заповедник «Царицыно»
Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре. 1760–1840
До 14 января 2018

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+