18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выставки ноября в галереях Москвы

№58
Материал из газеты

Батынков в VP Studio, «Контрдизайн: 70-e, 80-e» в «Палисандре», Дамир Муратов в «11.12» и другие

Баби Бадалов, Iragui

Проект Баби Бадалова «Когда я UM.RU, ко мне доступа не будет» в галерее Iragui (15 ноября — 8 января) парадоксален, как вообще все у этого автора. Начнем с того, что, как ни странно, это будет первая персональная выставка художника в Москве. Культового персонажа ленинградского андерграунда 1980-х в столице знают больше понаслышке, его работы лишь пару раз мелькали в групповых экспозициях. Причин тому немало, в том числе и чисто бюрократические. В эпоху глобализации и мультикультурности получение российской визы для художника, девять лет живущего во Франции на птичьих правах азербайджанского беженца, — квест с неясными правилами и непредсказуемым финалом. Несмотря на это, в своей любви к нашей стране Бадалов куда более красноречив и искренен, чем штатные патриоты от Минкульта. «Француз азербайджанского происхождения», каким его считают иностранные кураторы, не устает повторять, что как художник родился в России, что ему равно близки и дороги русская культура, русский юмор и русский сарказм. Впрочем, на выставке это будет видно невооруженным глазом. Работы Бадалова — сплав поэзии абсурда, концептуального искусства и своевольной каллиграфии, затейливая игра слов, в полной мере оценить которую можно лишь хорошо зная русский и английский. Независимо от того, насколько удачными выходят эти каламбуры на острые темы дня, разглядывать их — чистая радость: слова на двух европейских языках художник любовно преобразует в орнаментально-ориентальную вязь им самим изобретенного шрифта. Недавно Бадалов представил большую новую работу в рамках основного проекта IV Уральской индустриальной биеннале, но в Москву ее не повезет. Проект в галерее Iragui для Бадалова отчетный и отчасти ностальгический. Цель художника — напомнить о себе нам, носителям русской культуры, значащей для него так много, и в то же время поделиться насущным: его искусство последних лет посвящено более чем актуальной для него теме беженцев. Коллаж, давший название выставке, был сделан для биеннале Manifesta 2008 года в испанском городе Мурсия. Остальные работы создаются специально для проекта. Надписи-орнаменты будут переходить с полотнищ ткани на стены галереи, превращая ее в тотальную инсталляцию — коллаж величиной с комнату.

Константин Батынков в VP Studio

К технике коллажа прибегнул и Константин Батынков, ранее в особых пристрастиях к этому жанру не замеченный, — его новый проект, приуроченный к 100-летию Октябрьской революции, показывает галерея Веры Погодиной VP Studio (c 8 ноября по 6 декабря). Желание аполитичного художника отреагировать на главный юбилей месяца ничуть не удивляет: ноябрь в его художественной вселенной длится круглый год. Батынков не был бы Батынковым, если б не увидал за круглой датой конец мира, низвергающегося на наших глазах в сумеречный хаос ноябрьской слякоти. Экспрессивная монохромная живопись, полная апокалиптических предчувствий, разверзнувшиеся небеса, где дирижабли и вертолеты кажутся таким же порождением стихии, как пронизывающий ветер и мокрое снежное месиво, — все это странным образом рифмуется с циклом «Октябрь» Александра Лабаса, который показывают сейчас в Институте русского реалистического искусства. Но в живописное тесто намертво вплавлены старые черно-белые открытки, газетные фотографии и портреты вождей, придающие живописи Батынкова новое измерение. Сквозь слякотный морок неожиданно проступает жизнерадостный глянец пропаганды — не создавая контраста, а лишь добавляя экзистенциальной жути.

Евгения Буравлева в «Ковчеге»

Евгения Буравлева начала карьеру с экспрессивной, пастозной живописи в духе позднего Клода Моне, вступившего в противоестественный союз с не очень поздним Герхардом Рихтером, но лет пять назад внезапно открыла для себя фотореализм и с тех пор предается его радостям с таким энтузиазмом, будто самолично этот стиль изобрела. Впрочем, получается на удивление искренне и даже трогательно. Не картины, а бальзам на душу утомленного концептуализмом зрителя, взыскующего не интеллектуальных головоломок, но отдыха для глаз... Новый проект «Скорость света» (2–26 ноября) выглядит как продолжение недавней персональной выставки Буравлевой в MMOMA: бьющий в объектив — в смысле в глаза зрителю — солнечный свет еще ярче, атмосфера умиротворенности еще гуще. Медитативные пейзажи, в которых почти физически ощущается растянутое, как в замедленной съемке, время — протест художника против сверхзвуковых скоростей эры Instagram, когда восьмой iPhone выходит раньше, чем вы успеваете разбить экран у седьмого. Впрочем, Буравлева не то чтобы совсем чужда прогрессу — в экспозиции будут видео и специально созданный soundscape (выражаясь проще, звуковой фон) авторства Олега Трояновского. Покажут все это в галерее «Ковчег», окончательно перебравшейся в помещение «Открытой галереи» Натальи Тамручи. Одно время они в порядке антикризисной меры по-братски делили уютный подвал в Трубниковском переулке, открывая выставки по очереди. (По личной просьбе одного из совладельцев «Ковчега» подчеркиваю, что галерея в Трубниковском — это Тот Самый «Ковчег», что раньше был пришвартован на улице Немчинова, 12, в помещении городского выставочного зала. В результате административных коллизий галерея съехала из зала, и теперь тот проводит собственную выставочную политику. Название «Ковчег» при этом продолжают использовать обе стороны. Положить конец невыгодной обоим плавсредствам путанице в такой ситуации решительно невозможно, но автор этих строк искренне желает их капитанам успеха в этом безнадежном деле.)

Кейичи Танаами у Гари Татинцяна

Выставка «Страна зеркал» японского живого классика Кейичи Танаами в Галерее Гари Татинцяна (до 16 декабря) обидно и удачно совпала с ретроспективой Такаси Мураками в «Гараже». Обидно — потому что явно недополучила свою долю внимания, оказавшись в тени более масштабного и раскрученного проекта. Удачно — потому что у пытливого зрителя есть уникальная возможность сравнить двух японцев, сумевших найти путь к сердцам и кошелькам западной публики. В поисках сакраментальных десяти отличий важно не забыть, что перед нами художники разных поколений. Если для родившегося в 1962 году Мураками бомбардировки японских городов американской авиацией — умозрительная историческая травма, для 81-летнего Танаами, успевшего повариться в одном творческом котле с Нам Джун Пайком, Робертом Раушенбергом и Энди Уорхолом, — реальное воспоминание детства. Экспозиция невелика, но не в пример многим другим откровенно коммерческим проектам этой галереи неплохо показывает, как преломляется эстетика художника в разных медиа. (Жаль, конечно, что представлены лишь работы последнего десятилетия и не отражены более «прикладные» ипостаси Танаами — иллюстратора, автора обложек для альбомов «кислотных» групп 1960-х и арт-директора японского Playboy... Но уж лучше так, чем никак.) Здесь и крупноформатные полотна, в которых художник с бесконечной изобретательностью тасует колоду любимых образов (череп, мост, мистический масонский глаз, обнаженная красотка), — этакие современные vanitas, с чисто японским хитроумием облеченные в яркий психоделический фантик. И макабрически жизнерадостная скульптура «Мост, который нельзя пересечь». И небольшие ехидные коллажи. И наконец, в отдельном зале дивный жутковато-сюрреалистический мультфильм «Смеющийся паук» — без него рассказ о художнике, с юных лет увлекавшемся анимацией, был бы неполным.

«Контрдизайн: 70-е, 80-е» в «Палисандре»

Выставки дизайна в Москве вообще редкость, а уж постмодернистского дизайна итальянской группы Memphis — редкость десятикратная. Предметы эти в большинстве своем сейчас не выпускаются и продаются лишь в винтажных лавках и на ярмарках штучного дизайна вроде Design Miami и Pavillion of Art and Design. Причина отчасти в принципиально некоммерческом подходе самих авторов. Этторе Соттсасс, Широ Курамата, Микеле де Лукки и их товарищи объявили войну скучному минимализму и стали создавать разно­цветные, жизнерадостные, хулиганские и совершенно нефункциональные объекты. У коллекционеров современного искусства эти предметы всегда оставались в почете (неплохая подборка Memphis была, к примеру, у Дэвида Боуи, как выяснилось во время недавней распродажи его собрания), но массового успеха не имели и иметь не могли. В Москве их, по сути, и показывать было негде: Музей дизайна у нас который год без помещения, мебельных салонов с культуртрегерскими амбициями уровня питерской Галереи дизайна / bulthaup на горизонте тоже не наблюдалось. Полгода назад пустовавшую нишу наконец заняла новая галерея «Палисандр». Она специализируется именно на коллекционном дизайне и продает одновременно мебель и абстрактное искусство — как российское, так и западное. Выставка «Контрдизайн: ­70-е, 80-е» (с 16 ноября по 15 января) не исключение: помимо собственно мебели, нам покажут живопись того же времени и графику самого Этторе Соттсасса.

Дамир Муратов в «11.12»

Омский художник Дамир Муратов любит играть с символами советского прошлого — но вместо злой соц-артовской иронии (какой уж соц-арт через почти что 30 лет после социализма!) трактует полузабытые приметы убогого быта с добродушной усмешкой, этакой сибирской хитрецой. Такие же, себе на уме, герои его проекта «Искусство привидений», которых можно увидеть в галерее «11.12» до 10 декабря. Точнее, наоборот, нельзя увидеть: испарились они, просочились через живописное полотно, оставив после себя кто бесхозную туфлю, кто аромат «Шипра» в глухой чащобе. Под привидениями автор разумеет высмеянных Ильфом и Петровым художников-оформителей, наивных криворуких мастеровых от искусства, что когда-то в изобилии водились на одной шестой части суши, бойко малевали бесчисленные плакаты и транспаранты, а потом исчезли вместе со страной и профессией. А неуклюжие шрифты их, чудовищные краски и даже лозунги, по версии художника, остались — только какие-то не такие: бессмысленность их уже не воинствующая, а веселая и безвредная. Так победим! Вся власть советам да любовям, товарищи! 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+