18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

ТАСС уполномочен предъявить свой оцифрованный архив

№58
Материал из газеты

В Манеже покажут полную фотоисторию страны за более чем полвека. Свыше тысячи отобранных для выставки фотографий, снятых с 1920‑х до конца 1980-х годов, — лишь малая часть 860 тыс. оцифрованных изображений из гигантского архива ТАСС

«Подготовка к выставке „Главные кадры“ продолжалась полгода, — рассказывает куратор этого мегапроекта Нина Гомиашвили, — но она вполне могла затянуться на год-полтора. Это бездонный архив. Поскольку его оцифровали, я бы могла работать с ним в любой точке мира, но выбрала именно физический архив, со старыми деревянными ящиками: мне хотелось в прямом смысле дотронуться до первоисточника. Самым трудным был не выбор конкретных снимков и имен, а создание истории, сценария, по которым бы жил проект».

В итоге куратор сделала экспозицию, отталкиваясь от того, как снимки расположены в реальном архиве ТАСС — по директориям и темам. 

В советские времена ТАСС хоть и был идеологически ангажированным агентством, но именно здесь работали практически все самые профессиональные и талантливые фотографы страны. Евгений Халдей, Эммануил Евзерихин, Наум Грановский, Василий Егоров, Марк Редькин, Николай Кулешов, Лев Портер, Вадим Ковригин — эти фотокоры ТАСС стали классиками советской фотографии, которым удавалось превратить в шедевр самый унылый заказной сюжет. Одни фотографии после публикации сразу становились всенародно известными, другие десятилетиями лежали в архиве. Часть золотого фонда фотографии так и осталась в списке «НДП», что означало «Не для печати».

Большинство кадров, отобранных на выставку, как раз из тех, что никогда ранее не публиковались, хотя есть здесь и очень знаменитые. 

Среди хитов — неформальные снимки Леонида Брежнева, сделанные личным фотографом генсека Владимиром Мусаэльяном во время его прогулки на катере в Крыму. Дорогой Леонид Ильич в темных очках, подставляющий голову ветру, здесь больше напоминает голливудскую звезду, чем генерального секретаря ЦК КПСС. Технический прогресс и архаика столкнулись на снимке Эдгара Брюханенко, снявшего таймырского охотника в национальном костюме в окружении оленей на фоне новейшего самолета полярной авиации. «Биоманипулятор с книгой» Льва Портера сегодня кажется снятым в лучших традициях триллера — кадру, в котором протез протягивает книгу человеку, мог бы позавидовать сам король хоррора Альфред Хичкок. В экспозицию вошли и снимки Великой Отечественной войны, и стройки промышленных гигантов, и покорение Арктики и космоса, спортивные победы. Впрочем, летопись ТАСС от «Ильича до Ильича» на выставке даст не только официальную картинку жизни в СССР, но и покажет «социализм с человеческим лицом». Фотография на этот раз не будет безмолвствовать: в выставочных залах будут транслироваться монологи самих фотографов, рассказывающих, как появился тот или другой кадр, сегодня ставший историей.  

Центральный выставочный зал «Манеж»
Главные кадры
1 – 24 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+