The Art Newspaper Russia
Поиск

Триумфальные процессии Древнего Рима вновь вызывают полемику

Мэгги Попкин в своей книге «Архитектура римского триумфа» претендует на первое критическое исследование этого феномена

Триумф — это одновременно одна из самых почитаемых и наименее известных римских церемоний. Когда-то Мэри Бирд, автор книги «Римский триумф» (2007), приложила немало усилий, чтобы отделить факты от вымысла. А вот Мэгги Попкин в своей книге «Архитектура римского триумфа» претендует на «первое критическое исследование архитектуры римского триумфа». Что же относилось к этой «архитектуре»? Автор утверждает, что здания и сооружения, стоявшие по маршруту следования триумфальной процессии, «строились в соответствии с тем, как совершали, переживали и помнили триумфальные церемонии римляне, и с тем, что они считали идентичностью своего города».

Это заявление верно лишь в том случае, если в Древнем Риме существовал тот самый «триумфальный маршрут». Однако вплоть до недавнего времени ученые доказывали, что постоянного маршрута не было. Так, Питер Вайзман предположил, что, несмотря на некие «определенные пункты» для каждой процессии, полководцы могли соединять их в любом порядке. Бирд обращает внимание на то, что попытки реконструировать маршрут по большей части основываются на фрагменте из труда еврейского историка Иосифа Флавия, описывающем триумф Веспасиана и Тита в 71 году н.э. Хотя, помимо этого источника, ясности здесь нет.

В описании монументов у Попкин немало интересного, но не все убедительно. Например, исследователь придает большое значение словам Иосифа Флавия о том, что процессия шла «через театры», чтобы дать возможность людям лучше ее рассмотреть. Она даже предполагает, что Колизей был построен на триумфальном маршруте, чтобы дать «театральные подмостки» триумфам Домициана. Отрывок из Проперция Попкин толкует как изображение того, как «люди в театрах вставали, чтобы приветствовать» триумфаторов; на самом деле этот фрагмент относится к рано умершему преемнику императора Августа Марцеллу, который никогда не устраивал триумфов.

Самые очевидные «триумфальные памятники» — арки, и Попкин пытается использовать этот факт в своей аргументации, однако, как справедливо утверждает Бирд, «одни арки, возможно, воздвигались на пути процессии, а другие — совершенно точно нет (и не всегда легко определить, какая из них в какую категорию попадает)». Что же касается арок, которые Плиний Старший называет самыми первыми, то следует помнить, что, по легенде, консул Стерциний воздвиг их после того, как были оставлены всякие надежды на триумф. Кандидатом на звание «триумфального памятника» могла бы стать арка Септимия Севера у Капитолийского холма, однако свидетельств того, что этот император когда-либо праздновал триумф, не имеется. При этом Попкин предполагает, что многочисленные памятники, в частности на триумфальном маршруте, воздвигли в его правление, чтобы сформировать «ложную память» о победах императора.

Просмотры: 2269
Популярные материалы
1
Больше чем мех
Владелица бренда «Меха Екатерина» Екатерина Акхузина, унаследовавшая семейный бизнес от отца, Ильдара Акхузина, рассказала о том, как начала коллекционировать искусство и каким образом ее страсть повлияла на компанию.
05 декабря 2019
2
Маурицио Каттелан продает бананы на Art Basel Miami
Новый арт-объект художника-хулигана — «Комедиант» в виде обычного банана, прилепленного к стене скотчем, — продан в самом начале работы ярмарки Art Basel Miami за $120 тыс. Если будут проданы все три экземпляра работы, выручка составит $360 тыс.
06 декабря 2019
3
Украденные 40 лет назад картины Брейгеля, Гольбейна, Халса нашли в Германии
Полотна, похищенные из музея в замке Фриденштайн в 1979 году, пытались вернуть за выкуп.
09 декабря 2019
4
Мировой арт-рынок достиг второго по величине уровня оборота за последние десять лет
Оборот рынка в прошлом, 2018 году составил $67,4 млрд, напоминает совместный отчет ярмарки Art Basel и банка UBS в преддверии итогов 2019 года.
05 декабря 2019
5
Екатерина Селезнева: «Все творчество Шагала — это личный дневник художника»
Куратор выставки Марка Шагала в музее «Новый Иерусалим» Екатерина Селезнева рассказала нам о том, как распознать подделку, о редких экспонатах из Ниццы и музах художника.
05 декабря 2019
6
Коллекционеры выбирают «уличных художников»?
Рекордная продажа работы Бэнкси на лондонских торгах Sotheby’s осенью 2019 года в очередной раз доказала: сила Instagram и новое поколение покупателей искусства переворачивают арт-рынок с ног на голову.
05 декабря 2019
7
У братьев-прерафаэлитов нашлись сестры
Выставка в лондонской Национальной портретной галерее подчеркивает роль женщин в движении прерафаэлитов.
05 декабря 2019
8
Жизнь Марины Абрамович как непрекращающийся перформанс
Воспоминания и размышления Марины Абрамович, одной из выдающихся художниц современности, увлекательны и читаются как авантюрный роман.
06 декабря 2019
9
Банан Каттелана войдет в коллекцию музея, несмотря на то что его съели
Покупатель фруктовой скульптуры Маурицио Каттелана, проданной на Art Basel Miami Beach за $120 тыс., передаст ее институции, название которой пока что неизвестно.
09 декабря 2019
10
МоМА решил избавиться от «-измов»
Экскурсия по легендарному нью-йоркскому музею после $450-миллионной реконструкции.
09 декабря 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru