18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сhristie’s выставил полотно Леонардо да Винчи на торги современного искусства в Нью-Йорке

15 ноября среди топ-лотов вечернего аукциона послевоенного искусства будет и полотно титана эпохи Возрождения из коллекции миллиардера Дмитрия Рыболовлева. Предварительная оценка — $100 млн

Ситуация парадоксальная: картина, которая датируется примерно 1500 годом, стала топ-лотом аукциона современного и послевоенного искусства наряду с произведениями Энди Уорхола и других художников второй половины ХХ века, в том числе ныне живущих. Свое решение продавать «Спасителя мира» (именно так называется работа Леонардо) на аукционе современного искусства в Christie’s объяснили невероятной значимостью произведения. «„Спаситель мира“ — картина самого важного художника всех времен, изображающая знаковую фигуру для всего человечества. Возможность выставить подобный шедевр на торги — это огромная честь и шанс, который выпадает лишь раз в жизни. Несмотря на то что работа была написана Леонардо примерно 500 лет назад, сегодня она влияет на современное искусство ничуть не меньше, чем в XV–XVI веках. Мы посчитали, что продажа картины на торгах в контексте произведений послевоенного и современного искусства станет еще одним доказательством ее вечной актуальности», — отметил председатель нью-йоркского отдела послевоенного и современного искусства Christie’s Лоик Гузер.

Впрочем, подобная маркетинговая стратегия может иметь и более прозаическое объяснение. Не секрет, что в последнее время именно вечерние аукционы современного искусства в Нью-Йорке (проходят дважды в год, в мае и ноябре) притягивают самых крупных коллекционеров и арт-дилеров, а значит, и самых платежеспособных покупателей. Здесь (только на аукционе Sotheby’s) полгода назад японский миллиардер Юсаку Маэдзава приобрел работу Жан-Мишеля Баскиа за $110,5 млн, установив рекорд цены на произведение, созданное после 1980 года. Очевидно, руководство аукционного дома Christie’s сочло, что как раз на подобных торгах выше всего шансы найти нового владельца и для «Спасителя мира» Леонардо да Винчи, оцененного в $100 млн. Тем более что на традиционных торгах старых мастеров (ближайшие состоятся в декабре в Лондоне и в январе в Нью-Йорке) подобных эстимейтов попросту не бывает.

Последнюю работу Леонардо да Винчи, находящуюся в частном собрании, решил продать миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев, чье имя в последние годы постоянно появляется в новостях мира искусства. Во-первых, он судится со своим арт-консультантом Ивом Бувье, обвиняя его в мошенничестве и утверждая, что вдвое переплатил за коллекцию (оценивается примерно в $2 млрд), а во-вторых, он постепенно распродает эту коллекцию на аукционах и частным образом, выручая за произведения обычно куда меньше, чем заплатил. О некоторых сделках Дмитрия Рыболовлева мы уже писали. Наконец дошла очередь и до «Спасителя мира» Леонардо да Винчи.

Примечательна история этой картины, долгое время считавшейся уничтоженной или безвозвратно утраченной. Поясное изображение Христа кисти Леонардо впервые было документально зафиксировано в коллекции британского монарха Карла I: в XVII веке оно хранилось в королевском дворце в Гринвиче. Следующее свидетельство относится к 1763 году, когда картина была продана Чарльзом Гербертом Шеффилдом, незаконнорожденным сыном герцога Букингемского. Тот распродавал наследие отца после того, как продал Букингемский дворец королю. Затем картина надолго исчезает из виду, и ее след вновь обнаруживается лишь в 1900 году, когда «Спасителя» приобретает сэр Чарльз Робинсон как произведение последователя Леонардо, Бернардино Луини. Тогда же работа попадает в коллекцию Кука в Ричмонде. В 1958 году Sotheby’s распродает собрание, изображение Христа уходит с молотка за £45 и вновь исчезает из поля зрения почти на полвека.

В 2005 году картина была приобретена нью-йоркским арт-дилером Александром Пэришем как произведение одного из учеников Леонардо всего за $10 тыс. на мелком американском аукционе. После экспертизы она была атрибутирована как работа самого мастера. Авторство подтвердили авторитетные специалисты по творчеству Леонардо, а в 2011 году на выставке «Леонардо да Винчи: художник при миланском дворе» в Национальной галерее в Лондоне полотно стало сенсацией. В 2013 году картина была продана группой дилеров Иву Бувье за $80 млн (частная сделка проходила при участии Sotheby’s), который практически сразу перепродал ее Дмитрию Рыболовлеву за $127,5 млн. Таким образом, даже если «Спаситель мира» уйдет на торгах 15 ноября больше чем за $100 млн, едва ли миллиардеру удастся вернуть вложенные средства (нужно помнить и о комиссии Christie’s).

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+