18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О чем плясала Смерть

№57
Материал из газеты

Цикл ксилографий Ганса Гольбейна Младшего "Пляска Смерти" заново интерпретирован в контексте Реформации

Издательство Penguin нужно поздравить с выпуском этой книги в серии «Классика»: произведения Ганса Гольбейна Младшего и есть подлинная классика. Для четкости 41 ксилография из цикла «Пляска Смерти» воспроизведена размером вдвое больше оригинального, словно приглашая провести их пристальное исследование с помощью комментариев Улинки Раблэк.

История сюжета «Пляски Смерти», столь искусно повторенного Гольбейном, начинается с его первого появления на стенах кладбища Невинных в Париже ровно столетием ранее, в 1424–1425 годах, а развитие связано с темой memento mori в искусстве и обстоятельствами, в которых молодой Гольбейн очутился в начале 1520-х в Базеле. Среди источников, оказавших влияние на художника, с одной стороны, швейцарские танцы того времени, такие как на картине, написанной в Берне Никлаусом Мануэлем Дойчем (1517–1519), с другой — иллюминированный французский часослов (примерно 1520), откуда Гольбейн взял сюжет для предпоследней гравюры «Смерть и Пахарь».

За пятью первыми гравюрами на библейские сюжеты следует вездесущая «Пляска Скелета», призывающая к себе людей из всех слоев общества. Здесь мы видим Старика, буквально стоящего «одной ногой в могиле», — но почему на другой гравюре рядом с Графом в тот момент, когда его призывает Смерть, на земле лежит молотило? В комментарии справедливо указывается на надвигающуюся Крестьянскую войну в Германии (1525) и вызванные Реформацией волнения в Швейцарии. Черепа и песочные часы — символы смерти — словно рассыпаны по гравюрам.

Пристально изучая иллюстрации Гольбейна, Раблэк находит в них многочисленные обличения коррупции, царившей при дворах сильных мира сего, с полным основанием отмечая, что «на некоторых гравюрах… он явно подхватывает язык протестантской критики» и обнаруживает «четкую связь с пропагандой лютеранства». Комментатор предлагает серьезное и глубокое прочтение иконографии серии, которое не обходится без подлинных научных открытий.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+