The Art Newspaper Russia
Поиск

Выход в регионы — наш долг

Директор Третьяковской галереи рассказывает о том, зачем столичный музей везет свои шедевры в провинцию

Зельфира Трегулова. Фото: Юрий Чичков

Зельфира Трегулова. Фото: Юрий Чичков

Когда в начале 2015 года я пришла на должность, я стала получать одно за другим отказные письма от директоров региональных музеев, в которых были запланированы выставки из нашего собрания. Причина была одной и той же — отсутствие финансирования. Тогда мы поняли, что если сами не возьмемся за решение этой проблемы, то жители регионов, которым сегодня безумно сложно и дорого выбраться в Москву или Санкт-Петербург, окажутся отрезанными от того, что хранится в центральных музеях, от того лучшего, что создано в русском искусстве.

Прежде всего нужно было найти финансирование. Это оказалось возможным благодаря, например, работе с нашими парт­нерами, у которых есть градообразующие предприятия в регионах. В других случаях стали помогать местные власти — как происходит сейчас с нашей выставкой в Челябинске или с выставкой, прошедшей в 2016 году во Владивостоке. Но все же большинство региональных проектов теперь осуществляется на спонсорские деньги.

Есть такая подсознательная мысль: как можно снять шедевры из постоянной экспозиции Третьяковской галереи и послать их на выставку в провинцию? Рука не поднимается! Первым прорывом для нас стала выставка 2016 года в Нижнем Новгороде, на которой мы представили 26 произведений искусства из постоянной экспозиции, причем из числа исключительно редко выдаваемых. Музею к приезду выставки удалось отремонтировать свои залы, установить там профессиональный свет.
Нет смысла прокатывать по регионам так называемые передвижные выставки, что, конечно, было бы для нас легче.

Специальные проекты, придуманные с учетом того художественного собрания, куда мы их везем, интересов, востребованных в конкретном регионе, будут проходить гораздо успешнее. Тем более что и люди будут понимать, что этот проект сделан Третьяковской галереей специально для них: для этого музея, для зрителей в этом городе. Такие выводы дали возможность серьезно приступить к проекту «Гений века» в Казани (апрель — сентябрь 2017 года). Президент Татарстана господин Минниханов после нашей встречи поверил в то, что серьезное финансовое обеспечение даст возможность реализовать исключительный проект, который позволит изменить отношение публики к художественным выставкам в Казани. На «Гении века» из 70 картин 22 были из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, и стало очевидным, что по качеству они не уступают нашим. Так выставка помогла публике по-новому взглянуть и на собрание собственного музея. Думаю, то, что он сейчас получил финансирование на ремонт своих экспозиционных пространств, произошло в том числе благодаря этой выставке, благодаря осознанию того, что там хранятся уникальные сокровища, которые надо показывать должным образом.

Сейчас совместно с Татарстаном мы работаем над выставочной программой, рассчитанной на три года. Следующей будет выставка Булата Галеева — проект совсем иного рода, чем «Гений века», но столь же сложный и комплексный. Затем в 2018 году мы откроем выставку передвижников, где попробуем по-новому представить этот феномен.

Этот высокий стандарт мы стараемся выдерживать и на нашей следующей региональной выставке «Окна в Россию», организованной совместно с Институтом русского реалистического искусства, которую мы откроем в ноябре во Владивостоке. Сейчас мы также работаем над созданием представительства Третьяковской галереи во Владивостоке, на следующем этапе мы откроем там филиал нашего музея.

Материалы по теме
Просмотры: 7014
Популярные материалы
1
Куратор Эрмитаж и Венецианская биеннале
В этом году павильон России на Венецианской биеннале, который курирует великий музей Эрмитаж, дал повод к противоречивым переживаниям — от резкого неприятия до восхвалений. Рассказывает главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 мая 2019
2
Люк Тюйманс: «Люди становятся все более и более тупыми, до невозможности тупыми»
Бельгийский художник, чья большая выставка проходит в венецианском Палаццо Грасси параллельно с биеннале, объясняет, как живопись может помочь нам в борьбе с собственным невежеством.
13 мая 2019
3
Рейтинг музеев – 2019: как российские музеи борются за посещаемость
Кроме статистики посещаемости за 2018 год, мы получили от столичных и региональных музеев информацию об их методах борьбы за ее увеличение.
14 мая 2019
4
10 работ на биеннале в Венеции, от которых невозможно отвести взгляд
Туман, шелковое сердце и войлочная башня, кровавая метла и гибельная лодка — на Венецианской биеннале каждый зритель найдет произведение, у которого задержаться.
14 мая 2019
5
Рейтинг музеев – 2019: все как было, только гораздо лучше
Наш традиционный рейтинг посещаемости российских музеев исследует и анализирует 2018 год. Он стал рекордным: российские музеи навестило более 154 млн человек, что превышает официальную численность населения нашей страны.
15 мая 2019
6
Эрмитаж одолжит Италии «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта»
Настоящая борьба развернулась за возможность получить во временное пользование произведения Леонардо да Винчи к 500-летию с его смерти.
13 мая 2019
7
Как провести «Ночь в музее»
Мы выбрали несколько любопытных мероприятий, которые можно посетить в Москве в ночь с 18 на 19 мая — если вам захочется окунуться в общероссийское музейное безумие.
16 мая 2019
8
Венецианская биеннале — заложница своей популярности
Очереди, цейтнот, ценность белых стен и немножко цирка: некоторые впечатления от 58-й Венецианской биеннале.
14 мая 2019
9
Картину Кузьмы Петрова-Водкина на три дня привезли в Москву
После этого «Натюрморт с сиренью» будет продан на аукционе русского искусства Christie’s в Лондоне 3 июня.
15 мая 2019
10
Джефф Кунс снова стал самым дорогим современным художником
Скульптура из нержавеющей стали «Кролик» была продана на аукционе Christie’s за $91 млн, благодаря чему Джефф Кунс получил статус самого дорогого ныне живущего художника.
16 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru