The Art Newspaper Russia
Поиск

Выход в регионы — наш долг

Директор Третьяковской галереи рассказывает о том, зачем столичный музей везет свои шедевры в провинцию

Зельфира Трегулова. Фото: Юрий Чичков

Зельфира Трегулова. Фото: Юрий Чичков

Когда в начале 2015 года я пришла на должность, я стала получать одно за другим отказные письма от директоров региональных музеев, в которых были запланированы выставки из нашего собрания. Причина была одной и той же — отсутствие финансирования. Тогда мы поняли, что если сами не возьмемся за решение этой проблемы, то жители регионов, которым сегодня безумно сложно и дорого выбраться в Москву или Санкт-Петербург, окажутся отрезанными от того, что хранится в центральных музеях, от того лучшего, что создано в русском искусстве.

Прежде всего нужно было найти финансирование. Это оказалось возможным благодаря, например, работе с нашими парт­нерами, у которых есть градообразующие предприятия в регионах. В других случаях стали помогать местные власти — как происходит сейчас с нашей выставкой в Челябинске или с выставкой, прошедшей в 2016 году во Владивостоке. Но все же большинство региональных проектов теперь осуществляется на спонсорские деньги.

Есть такая подсознательная мысль: как можно снять шедевры из постоянной экспозиции Третьяковской галереи и послать их на выставку в провинцию? Рука не поднимается! Первым прорывом для нас стала выставка 2016 года в Нижнем Новгороде, на которой мы представили 26 произведений искусства из постоянной экспозиции, причем из числа исключительно редко выдаваемых. Музею к приезду выставки удалось отремонтировать свои залы, установить там профессиональный свет.
Нет смысла прокатывать по регионам так называемые передвижные выставки, что, конечно, было бы для нас легче.

Специальные проекты, придуманные с учетом того художественного собрания, куда мы их везем, интересов, востребованных в конкретном регионе, будут проходить гораздо успешнее. Тем более что и люди будут понимать, что этот проект сделан Третьяковской галереей специально для них: для этого музея, для зрителей в этом городе. Такие выводы дали возможность серьезно приступить к проекту «Гений века» в Казани (апрель — сентябрь 2017 года). Президент Татарстана господин Минниханов после нашей встречи поверил в то, что серьезное финансовое обеспечение даст возможность реализовать исключительный проект, который позволит изменить отношение публики к художественным выставкам в Казани. На «Гении века» из 70 картин 22 были из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, и стало очевидным, что по качеству они не уступают нашим. Так выставка помогла публике по-новому взглянуть и на собрание собственного музея. Думаю, то, что он сейчас получил финансирование на ремонт своих экспозиционных пространств, произошло в том числе благодаря этой выставке, благодаря осознанию того, что там хранятся уникальные сокровища, которые надо показывать должным образом.

Сейчас совместно с Татарстаном мы работаем над выставочной программой, рассчитанной на три года. Следующей будет выставка Булата Галеева — проект совсем иного рода, чем «Гений века», но столь же сложный и комплексный. Затем в 2018 году мы откроем выставку передвижников, где попробуем по-новому представить этот феномен.

Этот высокий стандарт мы стараемся выдерживать и на нашей следующей региональной выставке «Окна в Россию», организованной совместно с Институтом русского реалистического искусства, которую мы откроем в ноябре во Владивостоке. Сейчас мы также работаем над созданием представительства Третьяковской галереи во Владивостоке, на следующем этапе мы откроем там филиал нашего музея.

Материалы по теме
Просмотры: 6820
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru