The Art Newspaper Russia
Поиск

В будущем древность станет нагляднее

В Британском музее артефакты давних цивилизаций впервые воссоединятся, залы Океании, Америки и Африки станут больше, а в окрестностях Лондона появится новое музейное хранилище для археологической коллекции

Британский музей приступает, возможно, к самой серьезной перегруппировке своей коллекции за последние 150 лет. Занявший пост директора в апреле 2016 года Хартвиг Фишер в своем первом большом интервью рассказал о планах реорганизации: он хочет вдохнуть новую жизнь в почти половину из 95 залов музея.

Предшественник Фишера Нил Макгрегор сосредоточил свои усилия на проекте по расширению музея к 2014 году, включая открытие галерей под временные выставки, реставрационных мастерских и подземного хранилища, а также на выставках и налаживании контактов с иностранными коллегами. Фишер же, ранее возглавлявший Государственные художественные собрания Дрездена, свою главную задачу видит в том, чтобы довести до ума постоянную экспозицию Британского музея.

Новый директор обеспокоен тем, что ключевые части собрания, в частности искусство Месопотамии, Древнего Египта, Греции и Рима, находятся на двух разных этажах. Причем сейчас около половины музейного пространства посвящено именно этим четырем цивилизациям. Фишер хочет, чтобы Древний мир остался на основном уровне, а наследие более поздних культур разместилось выше. По его словам, сейчас «получить о них целостное представление сложно». Например, Египет: «Скульптуры находятся на одном этаже, а мумии и малые экспонаты, которые рассказывают о религии, обществе и быте этой цивилизации, оказались на другом».

Еще одна проблема — нехватка места для цивилизаций Австралии и Океании, Южной Америки и Африки. «Мы безнадежно отстаем от времени, обманываем ожидания наших посетителей», — полагает Фишер. Он также хочет отдельно показать доисторический период (вплоть до IV тысячелетия до н.э.): у музея хорошее собрание экспонатов того времени, но сейчас из них демонстрируется лишь малая часть.

Реформированная экспозиция, скорее всего, станет менее концентрированной, чем сейчас. Фишер считает, что памятники в залах нужно немного «разредить», чтобы дать возможность лучше понять коллекцию. Другая идея — делать тематические выставки. Например, о том, как «в разных обществах понимали любовь».

Директор музея подчеркивает, что пока это только наметки, тем не менее он уже начал обсуждать вопрос предметно с кураторами и попечителями. Оценивать стоимость «перезагрузки» еще рано, но, по самым скромным подсчетам, проект может обойтись в сотни миллионов фунтов. Для сравнения: на FuturePlan Музея Виктории и Альберта — проект перестройки и реновации нескольких залов — с 2001 года до настоящего времени потрачено £120 млн.

Британский музей не собирается закрываться на время реконструкции и перепланировки залов. Осуществление проекта будет проходить поэтапно, каждое собрание будет переезжать в свою очередь. Но, конечно, посетителям придется потерпеть некоторые неудобства, ведь многие экспонаты поменяют привычную прописку. Такая масштабная перепланировка займет значительное время и почти наверняка растянется более чем на десятилетие.

Фишер рассказал также о планах построить новое хранилище: нынешнее, располагающееся в Блайт-Хаусе на западе Лондона (Британский музей делит его сейчас с Музеем Виктории и Альберта и Музеем науки), будет закрыто в 2022 году. Планируется, что музей получит грант в размере £50 млн от правительства на открытие другого хранилища, однако его строительство и оборудование обойдутся гораздо дороже.

Приоткроем завесу тайны: новое хранилище музея будет построено за городом. «Мы приглядели место под Лондоном, которое позволит нам теснее сотрудничать с одним университетом, сделав наши коллекции более доступными для исследований», — признался Фишер. Рабочее название хранилища — BM ARC, что расшифровывается как British Museum’s Archaeological Research Collection (Археологическая исследовательская коллекция Британского музея). Точного адреса будущего хранилища директор не назвал, но намекнул, что оно будет связано с университетом, в котором есть сильная кафедра археологии.

Просмотры: 1143
Популярные материалы
1
Энгелина Смирнова: «Икона — не только молельный образ»
Древнерусское искусство в последнее время становится темой публичного обсуждения только в катастрофических или сенсационных случаях. Энгелина Смирнова, уважаемый ученый и университетский преподаватель, дает этой ситуации компетентный комментарий.
09 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
4
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
5
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
6
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
7
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
8
В испанском монастыре порвалось упавшее со стены «Распятие» Тициана
Полотно XVI века сразу же отправили на реставрацию, содействие которой окажут специалисты Музея Прадо.
09 октября 2018
9
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
10
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru