The Art Newspaper Russia
Поиск

В будущем древность станет нагляднее

В Британском музее артефакты давних цивилизаций впервые воссоединятся, залы Океании, Америки и Африки станут больше, а в окрестностях Лондона появится новое музейное хранилище для археологической коллекции

Британский музей приступает, возможно, к самой серьезной перегруппировке своей коллекции за последние 150 лет. Занявший пост директора в апреле 2016 года Хартвиг Фишер в своем первом большом интервью рассказал о планах реорганизации: он хочет вдохнуть новую жизнь в почти половину из 95 залов музея.

Предшественник Фишера Нил Макгрегор сосредоточил свои усилия на проекте по расширению музея к 2014 году, включая открытие галерей под временные выставки, реставрационных мастерских и подземного хранилища, а также на выставках и налаживании контактов с иностранными коллегами. Фишер же, ранее возглавлявший Государственные художественные собрания Дрездена, свою главную задачу видит в том, чтобы довести до ума постоянную экспозицию Британского музея.

Новый директор обеспокоен тем, что ключевые части собрания, в частности искусство Месопотамии, Древнего Египта, Греции и Рима, находятся на двух разных этажах. Причем сейчас около половины музейного пространства посвящено именно этим четырем цивилизациям. Фишер хочет, чтобы Древний мир остался на основном уровне, а наследие более поздних культур разместилось выше. По его словам, сейчас «получить о них целостное представление сложно». Например, Египет: «Скульптуры находятся на одном этаже, а мумии и малые экспонаты, которые рассказывают о религии, обществе и быте этой цивилизации, оказались на другом».

Еще одна проблема — нехватка места для цивилизаций Австралии и Океании, Южной Америки и Африки. «Мы безнадежно отстаем от времени, обманываем ожидания наших посетителей», — полагает Фишер. Он также хочет отдельно показать доисторический период (вплоть до IV тысячелетия до н.э.): у музея хорошее собрание экспонатов того времени, но сейчас из них демонстрируется лишь малая часть.

Реформированная экспозиция, скорее всего, станет менее концентрированной, чем сейчас. Фишер считает, что памятники в залах нужно немного «разредить», чтобы дать возможность лучше понять коллекцию. Другая идея — делать тематические выставки. Например, о том, как «в разных обществах понимали любовь».

Директор музея подчеркивает, что пока это только наметки, тем не менее он уже начал обсуждать вопрос предметно с кураторами и попечителями. Оценивать стоимость «перезагрузки» еще рано, но, по самым скромным подсчетам, проект может обойтись в сотни миллионов фунтов. Для сравнения: на FuturePlan Музея Виктории и Альберта — проект перестройки и реновации нескольких залов — с 2001 года до настоящего времени потрачено £120 млн.

Британский музей не собирается закрываться на время реконструкции и перепланировки залов. Осуществление проекта будет проходить поэтапно, каждое собрание будет переезжать в свою очередь. Но, конечно, посетителям придется потерпеть некоторые неудобства, ведь многие экспонаты поменяют привычную прописку. Такая масштабная перепланировка займет значительное время и почти наверняка растянется более чем на десятилетие.

Фишер рассказал также о планах построить новое хранилище: нынешнее, располагающееся в Блайт-Хаусе на западе Лондона (Британский музей делит его сейчас с Музеем Виктории и Альберта и Музеем науки), будет закрыто в 2022 году. Планируется, что музей получит грант в размере £50 млн от правительства на открытие другого хранилища, однако его строительство и оборудование обойдутся гораздо дороже.

Приоткроем завесу тайны: новое хранилище музея будет построено за городом. «Мы приглядели место под Лондоном, которое позволит нам теснее сотрудничать с одним университетом, сделав наши коллекции более доступными для исследований», — признался Фишер. Рабочее название хранилища — BM ARC, что расшифровывается как British Museum’s Archaeological Research Collection (Археологическая исследовательская коллекция Британского музея). Точного адреса будущего хранилища директор не назвал, но намекнул, что оно будет связано с университетом, в котором есть сильная кафедра археологии.

Просмотры: 461
Популярные материалы
1
Умер Борис Бергер
Художник, один из основателей издательства «Emergency Exit/Запасный выход» и автор знаменитого ЖЖ-сообщества «Котя» (ru_kotya) Борис Бергер скончался от тяжелой болезни в Германии на 53-м году жизни. С разрешения писателя Дмитрия Бавильского мы публикуем его воспоминания о друге.
18 октября 2017
2
Робер Лепаж: «Только искусство, которое позволит пережить какой-то опыт, может заставить современного человека выйти из дома»
Режиссер, драматург, основатель театра Ex Machina, приехавший в Москву на фестиваль TERRITORIЯ, рассказал, почему на сей раз предпочел выставку театру.
17 октября 2017
3
ГМИИ им. Пушкина может открыть филиал на Пресне
Под него планируется здание бывшего хлебозавода имени В.П.Зотова, построенное в 1931 году.
19 октября 2017
4
Русский музей показывает «Мечты о мировом расцвете»
Проект к 100-летию революции представляет, как увидели художники первые десятилетия ХХ века: от волнений 1905 года до энтузиазма первой пятилетки.
19 октября 2017
5
Дмитрий Аске: «На мое творчество повлияли Lego, компьютерные игры и советские мозаики»
Художник, создатель портала Vltamarine.ru пригласил в свою мастерскую, чтобы рассказать о подготовке к большой выставке «Сквозь туман» в галерее RuArts, а также о развитии уличного искусства в России и мире и о том, почему не надо переносить граффити на холсты.
19 октября 2017
6
Ангел, не улетай!
Директор Русского музея Владимир Гусев пообещал, что древняя икона «Ангел „Златые власы“» не покинет музейный комплекс.
18 октября 2017
7
В Париже в 44-й раз проходит ярмарка FIAC
Крупнейшая во Франции ярмарка современного искусства принимает в Гран-пале 192 галереи из 29 стран, выставивших на продажу около тысячи произведений искусства. На основной площадке FIAC по просьбе TANR побывала Мария Сидельникова.
20 октября 2017
8
Павильон Александра Бродского появился за 101-м км — в Лондоне
Проект к 100-летию революции «101-й километр. Далее — везде» архитектор создал совместно с «Пушкинским домом».
18 октября 2017
9
Коллекцию Иосифа Бакштейна музеефицировали
В Московском музее современного искусства 23 октября открывается выставка современного искусства из частной коллекции куратора, основателя и многолетнего комиссара Московской международной биеннале, директора ИПСИ Иосифа Бакштейна.
23 октября 2017
10
Директор Стеделейк-музея Беатрикс Руф уходит со своего поста из-за конфликта интересов
Причина отставки — невозможность совмещать ведение бизнеса в сфере арт-консалтинга и руководство одним из самых престижных музеев мира.
18 октября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru