18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русская деревня пришла в бывший Музей Ленина

Основная выставка Красноярской музейной биеннале «Мир и Мiръ» показывает, как банк семян и половик могут вдохновить художников из разных стран на проекты о русской деревне

Красноярская музейная биеннале — одна из старейших в России. Появилась она в 1995 году для обмена опытом исключительно между профессиональными музейщиками, но теперь занимается только художественными проектами. Основная выставка «Мир и Мiръ» по уже давней традиции разместилась в музейном центре «Площадь Мира» — последнем из построенных в СССР музее Ленина, который сейчас специализируется на современном искусстве. В этом году над основным проектом работала большая команда кураторов под руководством атташе по культуре посольства Австрии в России и директора Австрийского культурного форума Симона Мраза, который предложил в главной выставке биеннале исследовать русскую деревню.

Несмотря на то что экспозиция «Мир и Мiръ» приурочена к юбилею революции, с событиями 100-летней давности, за исключением места проведения, ее мало что связывает: ретроспективных произведений в основном проекте биеннале немного. Это, например, совместная работа Сергея Кищенко и группы Resanita «Журнал наблюдений» — многоэтапное исследование, посвященное драматической судьбе ботаника Николая Вавилова и знаменитому банку семян, который он создал. В основном же работы, говорящие о прошлом, делают это скорее в ностальгическом, чем в историческом ключе, как Леонид Тишков в «Ветхих флагах моей светлой родины», где вновь обращается к теме личной памяти. Домотканый половик-дорожку, который мама художника сделала из старой одежды, он превращает в знамя, а знакомый всем круглый коврик из ветоши воспроизводит в неоновых трубках. Семейную историю с историей глобальной связывает Александра Аникина в своем «Информационном поле» — видеоинсталляции, в которой построенный прадедушкой художницы дом становится отправной точкой в исследовании отражения исторических событий в медиа и коллективной памяти.

Есть на выставке и практически документальные проекты о современной деревне, причем, несмотря на заявленную тему, не только российской. Художница Элизабет Шимана совместно с Маркусом Зайдлем в 2000 году провела эксперимент в австрийской деревне, предоставив ее жителям возможность целую неделю ничего не делать, результатом стали фотоснимки и видео с небольшими интервью о непривычном опыте. Отечественная деревенская молодежь в серии фотографий Арнольда Вебера ищет просветления в сельпо или на сеновале, а герои Елены Чернышовой, которая снимала деревню староверов, просветление уже, кажется, нашли.

Ряд проектов появился специально для биеннале в результате настоящих художественных экспедиций. Дуэт австрийских художников Hanakam&Schuller посетил якутскую деревню, чтобы снять очень эстетичное видео, сочетающее реальность в лице известной местной музыкальной исполнительницы и вымышленные элементы — привнесенные художниками объекты. Не менее красивый лирический проект представил Илья Долгов, посетивший заброшенную деревню в поисках растений, продолжающих жить в месте, которое люди давно покинули. В общее настроение выставки отлично вписалась меланхоличная совместная работа Бориса Матросова и Александры Паперно «Гороховое поле». Длинный забор с вырезанной надписью «скупой русский пейзаж», сквозь который проглядывают полотна с расплывчатыми пятнами и узнаваемым узором для ткани «в горох», — один из самых запоминающихся и универсальных образов деревни прошлого и настоящего.

Музейный центр «Площадь Мира»
12-я Красноярская музейная биеннале
До 28 февраля 2018 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
4
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
5
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
6
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
7
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+