18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Русская деревня пришла в бывший Музей Ленина

Основная выставка Красноярской музейной биеннале «Мир и Мiръ» показывает, как банк семян и половик могут вдохновить художников из разных стран на проекты о русской деревне

Красноярская музейная биеннале — одна из старейших в России. Появилась она в 1995 году для обмена опытом исключительно между профессиональными музейщиками, но теперь занимается только художественными проектами. Основная выставка «Мир и Мiръ» по уже давней традиции разместилась в музейном центре «Площадь Мира» — последнем из построенных в СССР музее Ленина, который сейчас специализируется на современном искусстве. В этом году над основным проектом работала большая команда кураторов под руководством атташе по культуре посольства Австрии в России и директора Австрийского культурного форума Симона Мраза, который предложил в главной выставке биеннале исследовать русскую деревню.

Несмотря на то что экспозиция «Мир и Мiръ» приурочена к юбилею революции, с событиями 100-летней давности, за исключением места проведения, ее мало что связывает: ретроспективных произведений в основном проекте биеннале немного. Это, например, совместная работа Сергея Кищенко и группы Resanita «Журнал наблюдений» — многоэтапное исследование, посвященное драматической судьбе ботаника Николая Вавилова и знаменитому банку семян, который он создал. В основном же работы, говорящие о прошлом, делают это скорее в ностальгическом, чем в историческом ключе, как Леонид Тишков в «Ветхих флагах моей светлой родины», где вновь обращается к теме личной памяти. Домотканый половик-дорожку, который мама художника сделала из старой одежды, он превращает в знамя, а знакомый всем круглый коврик из ветоши воспроизводит в неоновых трубках. Семейную историю с историей глобальной связывает Александра Аникина в своем «Информационном поле» — видеоинсталляции, в которой построенный прадедушкой художницы дом становится отправной точкой в исследовании отражения исторических событий в медиа и коллективной памяти.

Есть на выставке и практически документальные проекты о современной деревне, причем, несмотря на заявленную тему, не только российской. Художница Элизабет Шимана совместно с Маркусом Зайдлем в 2000 году провела эксперимент в австрийской деревне, предоставив ее жителям возможность целую неделю ничего не делать, результатом стали фотоснимки и видео с небольшими интервью о непривычном опыте. Отечественная деревенская молодежь в серии фотографий Арнольда Вебера ищет просветления в сельпо или на сеновале, а герои Елены Чернышовой, которая снимала деревню староверов, просветление уже, кажется, нашли.

Ряд проектов появился специально для биеннале в результате настоящих художественных экспедиций. Дуэт австрийских художников Hanakam&Schuller посетил якутскую деревню, чтобы снять очень эстетичное видео, сочетающее реальность в лице известной местной музыкальной исполнительницы и вымышленные элементы — привнесенные художниками объекты. Не менее красивый лирический проект представил Илья Долгов, посетивший заброшенную деревню в поисках растений, продолжающих жить в месте, которое люди давно покинули. В общее настроение выставки отлично вписалась меланхоличная совместная работа Бориса Матросова и Александры Паперно «Гороховое поле». Длинный забор с вырезанной надписью «скупой русский пейзаж», сквозь который проглядывают полотна с расплывчатыми пятнами и узнаваемым узором для ткани «в горох», — один из самых запоминающихся и универсальных образов деревни прошлого и настоящего.

Музейный центр «Площадь Мира»
12-я Красноярская музейная биеннале
До 28 февраля 2018 

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+