18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Африканский рейд Александра Яковлева — от Алжира до Мадагаскара

№57
Материал из газеты

20 работ из африканского цикла художника покажут в галерее «Наши художники»

За Александром Яковлевым (1887–1938) прочно закрепилась слава заядлого путешественника. Как и многие художники тогда, начинал он с пенсионерской поездки в Италию и Испанию от Императорской академии художеств, но, в отличие от большинства коллег, европейскими странами не ограничился. За свою жизнь Яковлев успел побывать в Афганистане, Вьетнаме, Китае, Монголии, Японии и не только. Его интересовали традиционные культуры, их самобытность и своеобразие. Экзотические мотивы художник перерабатывал средствами неоакадемической живописи, а французская публика (после 1919 года он жил в Париже) благосклонно принимала его творчество.

Благодаря сочетанию этих факторов он стал идеальным кандидатом на участие в трансафриканской экспедиции «Черный рейд» (1924–1925), организованной компанией Citroёn в качестве рекламы надежности своих новых полугусеничных машин. На них планировалось пересечь континент от Алжира до Мадагаскара, около 20 тыс. км. Яковлеву была отведена роль художника-этнографа, и со своей задачей он отлично справился, создав более 300 картин, рисунков и эскизов. За свой африканский цикл художник даже удостоился ордена Почетного легиона.

На выставке в галерее «Наши художники» (кураторы Елена Каменская и Наталия Курникова) покажут 20 произведений из африканского цикла Яковлева, среди которых такие, как «Танец кули-кута. Ниамей», «Туземный мост» («Форт-Аршамбо»), «Ночная переправа через Бахр-Линья». Будут и портреты, которыми Яковлев особенно славился, как, например, рисунок, изображающий вождя племени абабуа, или картина с трогательно обнявшимися Тити и Нарангхе — дочерьми другого африканского вождя Эки Бондо. Последний был выполнен уже в Париже маслом на холсте по эскизам из альбома. «Портретирование туземных моделей имело свои сложности. Далеко не все соглашались. Вековой запрет на изображения в культурах некоторых племен иногда делал это просто невозможным. Те же, кого удавалось уговорить, со страхом и удивлением наблюдали за появлением своего „двойника“ на бумаге. Эти эмоции точно переданы в графических портретах, выполненных на месте», — рассказывает Елена Каменская.

Выставка станет своего рода комментарием к впервые изданным воспоминаниям художника об автопробеге, ждавшим своего часа почти век. В них Яковлев тщательно документирует детали путешествия и особенности встреченных ими племен, выступая в качестве не только художника, но и исследова­теля.

Галерея «Наши художники»
Александр Яковлев. Черный рейд
6 октября – 22 декабря

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+