The Art Newspaper Russia
Поиск

Дипломатия и молитва: иконы и авангард в честь Мальтийского ордена

Музей имени Андрея Рублева и Музей русской иконы покажут в Риме иконы XVII–XVIII веков, русский авангард и современное искусство — в честь дружбы России с Мальтийским орденом

Выставка «Русская икона: Молитва и Милосердие» посвящена 25-летию установления дипломатических отношений между Россией и Суверенным Мальтийским орденом. В Рим привезут 36 икон XVII–XVIII веков из коллекций Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и частного Музея русской иконы. Экспозиция разместится в Музее Рима во дворце XVIII века в историческом центре города.

Один из организаторов проекта меценат и основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов объясняет концепцию выставки в предисловии к каталогу: «Мы хотели продемонстрировать идею, которая является связующим звеном между старейшим в мире рыцарским орденом и древней православной культурой. Эта идея — „Молитва и Милосердие“ — две обязательные составляющие жизни христианина, нашедшие яркое воплощение в бесчисленных образах, созданных русскими иконописцами на протяжении столетий». Директор же Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин выражает надежду на то, что «выставка не только будет способствовать развитию сотрудничества с Мальтийским орденом, но и позволит европейскому зрителю расширить свои представления о русском религиозном искусстве этого периода, которое известно за пределами России значительно меньше, чем произведения эпохи русского Средневековья или авангарда».

В Риме будут представлены как произведения хорошо известных центров и мастерских (например, «Преображение», созданное в московской Оружейной палате в 80-х годах XVII века), так и иконы, происходящие из Поволжья, Каргополья, Прикамья — регионов, где в XVII–XVIII веках развиваются свои школы и стили. Также в палаццо Браски можно будет увидеть ранее не выставлявшееся и не публиковавшееся произведение Владимира Татлина «Композиция с прозрачными плоскостями» 1916 года и скульптуру «Богоматерь Великая Панагия» Дмитрия Гутова из частных собраний. Произведение Татлина не только демонстрирует преемственность традиций русской религиозной живописи на протяжении нескольких столетий, но и в очередной раз доказывает, что художники русского авангарда черпали вдохновение в древнерусских иконах и даже заимствовали оттуда конкретные приемы. Интересна и конструкция из металла Дмитрия Гутова, созданная по мотивам шедевра древнерусской иконописи — иконы «Богоматерь Великая Панагия» первой трети XIII века из Третьяковской галереи.

Куратором выставки выступила заведующая научно-исследовательским отделом Музея имени Андрея Рублева Лилия Евсеева. Она отмечает, что при отборе экспонатов главный акцент был сделан на памятниках XVII–XVIII веков, что «обусловлено задачей показать произведения иконописи, созданные в период активных контактов Российского государства с Мальтийским орденом». Наряду с образами Богоматери и Христа, а также изображениями двунадесятых праздников на выставке будет представлен целый ряд икон, посвященных русским святым, основателям монастырей: преподобным Сергию Радонежскому, Зосиме и Савватию Соловецким, Феодосию Тотемскому. Что касается стилистики, то эти памятники позволят проследить характерную для конца XVII–XVIII века особенность, где наивность художественного языка провинции соседствует с барочной вычурностью столичных икон, нередко в одном произведении.

Еще одна важная тема — активные творческие контакты России и Западной Европы в XVII–XVIII веках и постепенное проникновение европейских художественных приемов и иконографии в отечественную иконопись. Так, московская икона «Успение Богоматери» 1731 года несет черты русского барокко, сформировавшегося в работах царских иконописцев  конца XVII — первой трети XVIII века. Характерные особенности барочных икон — настроение всеобщей взволнованности, развевающиеся складки одеяний, движение плотной толпы, заполнившей все пространство иконы, круглящиеся облака. При этом образы Богоматери отличаются трогательной эмоциональностью, что роднит их не только с произведениями барокко, но и готики, интерес к которой возник на Руси в конце XVI века.

Новый стиль наиболее ярко проявился в иконах русских святых, многие из которых были канонизированы на Московских Соборах XVI и XVII веков — и, следовательно, их иконография создавалась в атмосфере интереса к новой эстетике. В клейма житийных икон включаются реалии русской жизни. Излюбленным становится изображение преподобного с видом архитектурного ансамбля монастыря, им основанного, и пейзажа местности, где расположена обитель. Особенно интересными подробностями наполнены произведения провинциальных мастеров.

Музей города Рима (палаццо Браски)
Русская икона: Молитва и Милосердие
10 октября – 3 декабря

Просмотры: 3152
Популярные материалы
1
Куратор Эрмитаж и Венецианская биеннале
В этом году павильон России на Венецианской биеннале, который курирует великий музей Эрмитаж, дал повод к противоречивым переживаниям — от резкого неприятия до восхвалений. Рассказывает главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 мая 2019
2
Люк Тюйманс: «Люди становятся все более и более тупыми, до невозможности тупыми»
Бельгийский художник, чья большая выставка проходит в венецианском Палаццо Грасси параллельно с биеннале, объясняет, как живопись может помочь нам в борьбе с собственным невежеством.
13 мая 2019
3
Рейтинг музеев – 2019: как российские музеи борются за посещаемость
Кроме статистики посещаемости за 2018 год, мы получили от столичных и региональных музеев информацию об их методах борьбы за ее увеличение.
14 мая 2019
4
10 работ на биеннале в Венеции, от которых невозможно отвести взгляд
Туман, шелковое сердце и войлочная башня, кровавая метла и гибельная лодка — на Венецианской биеннале каждый зритель найдет произведение, у которого задержаться.
14 мая 2019
5
Рейтинг музеев – 2019: все как было, только гораздо лучше
Наш традиционный рейтинг посещаемости российских музеев исследует и анализирует 2018 год. Он стал рекордным: российские музеи навестило более 154 млн человек, что превышает официальную численность населения нашей страны.
15 мая 2019
6
Эрмитаж одолжит Италии «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта»
Настоящая борьба развернулась за возможность получить во временное пользование произведения Леонардо да Винчи к 500-летию с его смерти.
13 мая 2019
7
Как провести «Ночь в музее»
Мы выбрали несколько любопытных мероприятий, которые можно посетить в Москве в ночь с 18 на 19 мая — если вам захочется окунуться в общероссийское музейное безумие.
16 мая 2019
8
Венецианская биеннале — заложница своей популярности
Очереди, цейтнот, ценность белых стен и немножко цирка: некоторые впечатления от 58-й Венецианской биеннале.
14 мая 2019
9
Картину Кузьмы Петрова-Водкина на три дня привезли в Москву
После этого «Натюрморт с сиренью» будет продан на аукционе русского искусства Christie’s в Лондоне 3 июня.
15 мая 2019
10
Джефф Кунс снова стал самым дорогим современным художником
Скульптура из нержавеющей стали «Кролик» была продана на аукционе Christie’s за $91 млн, благодаря чему Джефф Кунс получил статус самого дорогого ныне живущего художника.
16 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru