The Art Newspaper Russia
Поиск

В Москве открывается выставка Александра Лабаса о революции

Институт русского реалистического искусства 1 октября представит его серию «Октябрь», посвященную революции 1917 года и ее ключевым событиям

Говорим «Лабас» — представляем себе пузатые дирижабли и легкие аэропланы, улетающий в небо эскалатор метро, мчащиеся на всех парах поезда и трамваи. В картинах Александра Лабаса (1900–1983) все время что-то уносится все выше и выше, и в этом упоении полетом совсем нет намека на политическую атмосферу в стране. Кажется, что художник в неукротимом центробежном движении поднимается над реальностью, совсем не заботясь о делах житейских.

На выставке в Институте русского реалистического искусства показывают другого Лабаса, о существовании которого не все подозревали. Его серия «Октябрь» посвящена революции 1917 года и ее ключевым событиям. Над ней художник работал начиная с 1920‑х годов, последние же картины этой серии были написаны уже в 1970-е.

Здесь Лабас раскрывается как художник, принявший и романтизирующий новую политическую доктрину. Ему было 17 лет, когда произошла Октябрьская революция, и он был очевидцем революционных событий, наблюдая за изменением жизни на улицах города. Лабас был настолько захвачен грандиозным спектаклем радикально меняющейся реальности, что пошел служить художником в Красную армию. Однако в его революционной саге нет кровавых подробностей, здесь, как и в городских пейзажах, побеждает романтика и живопись. Хотя «Матрос», «У стен Кремля», «Ночью в Октябре» и написаны с документальностью репортажа, Лабас не изменяет себе. Он любуется небесно-голубым цветом матросской робы, разлетающимися перспективами революционной Москвы; солдаты, приветствующие Ленина, растворяются в накаленном воздухе, а живописному мареву в «Утре после боя» мог бы позавидовать сам Уильям Тернер.

Работы на выставку дали Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Лабас-Фонд, а «Автопортрет на фоне Октября», написанный в 1978 году, впервые покинет стены Костромского художественного музея.

Примечательно, что Лабас не утратил интерес к теме революции, даже пережив множество потерь, связанных с ней, пусть и косвенно. В 1937 году был расстрелян его брат комбриг Красной армии Абрам Лабас, а сам художник был подвергнут травле за формализм и долгое время существовал в «прикладной области» художественной жизни, делая диорамы и панорамы для международных выставок, лишенный возможности выставляться сам.

Институт русского реалистического искусства
Александр Лабас. Октябрь
1 октября – 10 декабря

Просмотры: 6019
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
8
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
9
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
10
Розанова — сомнительная и несомненная
Во Владимире борются за чистоту наследия Ольги Розановой. На выставках сопоставляют шедевры художницы-авангардистки и сомнительные работы, а на симпозиуме, посвященном столетию со дня смерти Розановой, собрались специалисты со всей России.
18 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru