Венецианский университет Ка’Фоскари и его подразделение Центр изучения искусства России (CSAR) в годовщину Октябрьской революции решили поднять тему восприятия русского искусства за рубежом. Для этого в Италию на конференцию «Переводы и диалоги» приглашены крупнейшие западные и российские исследователи, занимающиеся вопросами культурных взаимовлияний в искусстве. Соорганизаторами мероприятия стали Общество искусствоведов восточноевропейского, евразийского и русского искусства и архитектуры (SHERA) и Центр изучения русского искусства Кембридж — Курто, поддержку конференции оказывает московский некоммерческий фонд IN ARTIBUS.
Темы докладов на конференции шире революционных: и хронологически, и содержательно. Почему полотна баталиста Василия Верещагина так понравились Америке, а минималист Дэн Флавин посвятил цикл своих работ башне III Интернационала Владимира Татлина, расскажут, соответственно, профессор кафедры славистики в Йельском университете Молли Брансон и экс-директор SHERA Наталия Курчанова. Наталия Сиповская, директор Государственного института искусствознания, посвятит свой доклад Лефортовскому дворцу как политическому демаршу; Розалинд Блейксли, глава кафедры искусствоведения в Кембриджском университете, объяснит, почему русские художники-передвижники приняли в свои ряды англичанку Эмили Шанкс; Андрей Сарабьянов уточнит состав легендарной, на годы сформировавшей представление о советском искусстве Первой русской художественной выставки в Берлине 1922 года. Мэтью Дратт, американский издатель, писатель и куратор, сосредоточится на еврейских традициях в творчестве Эль Лисицкого, а Томаш Гланц рассмотрит интернациональную рецепцию и публичные проекты Льва Нусберга и основанной им группы «Движение» (1962–1981). Раскрытие этих тем выявит традицию преемственности в восприятии русского искусства за рубежом, связи и непрерывность культурного обмена.
Кроме докладов и дискуссий планируются круглые столы, в частности посвященный коллекционированию русского искусства и выставочной практике его репрезентации за рубежом.