18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Внутри Zeitz MOCAA: путеводитель по новому мегамузею Кейптауна

Первый в Африке крупный музей современного искусства Zeitz MOCAA, который открывается 22 сентября, полностью финансируется частными лицами и компаниями

Музей современного африканского искусства Цайца (Zeitz MOCAA) во всех сферах: от архитектуры здания до схем сбора средств и управления — отличается от частных институций, которые открылись в мире в последние годы. Инициатором создания музея в Кейптауне стал немецкий коллекционер и бывший директор компании Puma Йохен Цайц. Если Zeitz MOCAA будет сопутствовать успех, то он радикально поменяет положение современного искусства в Африке и укрепит позиции африканских художников в мире.

Миссия

«Долгое время нарратив Африки определяли люди из других стран. Этот музей — наша попытка изменить ситуацию», — говорит исполнительный директор и куратор Zeitz MOCAA Марк Коетзи. Основа музея — работы художников из Африки или же африканского происхождения. Помимо живописи, здесь представлено видео, костюмы, перформативное и цифровое искусство.

Здание

Проектом музея Йохен Цайц занимался вместе с компанией Victoria & Alfred Waterfront (V&A Waterfront), которая превратила бывший порт Кейптауна в зону коммерческой застройки. Здесь же находился элеватор — его приспособлением под музей руководил британский архитектор Томас Хезервик. Архитектурная доминанта проекта — 27-метровой высоты атриум, вырезанный в форме зерен из бывших хранилищ цилиндрической формы. Их верхние части остеклены, и на крыше разбит сад скульптур. Вокруг этого объема расположено 80 классических залов. Девятиэтажное здание принадлежит V&A Waterfront, которое заплатило около $39 млн за его перестройку; Zeitz MOCAA оно передано в аренду на 99 лет.

Коллекция

Йохен Цайц предоставил музею право пользоваться своей коллекцией африканского искусства, которую он собирал в течение всей жизни. «Я надеюсь, что моим детям будет интересно продолжить сотрудничество с музеем, но было бы нечестно подталкивать их к этому», — говорит он.

Параллельно Zeitz MOCAA собирает свою собственную коллекцию, приобретая и принимая в дар произведения искусства. Два этажа заняли экспонаты из обеих коллекций, включая работы художников из Ганы — обладателя «Золотого льва» Венецианской биеннале за вклад в искусство Эль Анацуи и Джеремии Куарши, а также южноафриканцев Уильяма Кентриджа, Николаса Хлобо и Занеле Мухоли, уроженца Конго Шери Самбы, британцев Криса Офили и Айзека Джулиена, а также американцев Гленна Лигона, Кьянде Уайли и Хэнка Уиллиса Томаса.

Выставки

Первые выставки в новом музее посвящены трем африканским художникам. Ангольский фотограф Эдсон Шагас получил «Золотого льва» за лучший национальный павильон на Венецианской биеннале в 2013 году, где представил постеры с видами столицы Анголы Луанды. Коэтзи приобрел проект целиком, и сейчас он выставлен на цокольном этаже (до 13 января). На третьем этаже показывают плакаты и фотографии вождей африканских племен зимбабвийского художника Кудзанаи Чиураи (до 31 марта). На четвертом этаже проходит выставка изображающих женское тело скульптур из коровьих шкур Нандифы Мнтамбо, родившейся в Свазиленде и живущей в Южной Африке (до 27 января).

Финансирование

В число главных спонсоров музея входят Bloomberg и концерн BMW, который будет оплачивать установку и показ инсталляций в ближайшие три года, а также крупнейший банк Африки Standard Bank — он компенсирует бесплатный вход в музей утром по средам и по южноафриканским государственным праздникам. Среди других патронов музея — южноафриканский психолог и художница Венди Фишер, она же президент совета директоров нью-йоркского Фонда Соломона Р. Гуггенхайма. Фишер выделила средства на оплату работы 13 кураторов-интернов.

Музей получает доход от продажи билетов (полная стоимость — $14), а также от книжного магазина, магазина сувениров, кафе и ресторана. Глава V&A Waterfront Дэвид Грин оптимистично оценивает количество посетителей нового музея. Прибрежные рестораны, магазины и достопримечательности привлекают около 24 млн человек в год, и он надеется, что более 1 млн заглянут и в музей (из них лишь половина заплатит за билет; те, кому еще нет 18 лет, проходят бесплатно).

Кроме того, музей собирает деньги в фонд целевого капитала ($46 млн), который покроет 75% текущих расходов; своей цели он намерен достичь за пять лет. Доход от роскошного отеля на верхних этажах здания идет прямиком в V&A Waterfront.

Управление

Попечительский совет музея собирается четыре раза в год; в него входят, помимо прочих, британский художник Айзек Джулиен, живущая в США кенийская художница Вангечи Муту и судья в отставке, активист движения против апартеида Алби Сакс. Сопредседателями совета стали Йохен Цайц и Дэвид Грин из V&A Waterfront.

Вопрос управления играет ключевую роль еще и потому, что директор музея Марк Коэтзи не только принимает участие в приобретении экспонатов для постоянной коллекции музея (все закупки и дары рассматриваются специальной комиссией), но и отвечает за личную коллекцию Цайца. Критики указывают на потенциальный конфликт интересов из-за двойной роли Коэтзи и задаются вопросом, будет ли оказываться давление на кураторов, чтобы они выставляли работы, принадлежащие немецкому коллекционеру.

Сам Коэтзи настроен прагматично. «Южноафриканские музеи, которые спонсирует государство, еле сводят концы с концами. У них нет денег не то что на закупки — на текущие расходы. Они не могут выполнить свою главную роль, которая заключается в сохранении предметов искусства для будущих поколений», — говорит он, отмечая, что, например, в этом году временно закрылась из-за отсутствия средств на ремонт Художественная галерея Йоханнесбурга. «Нам пришлось найти новую модель, чтобы получить возможность открыть музей на этом континенте», — объясняет Коэтзи. Коллекция Цайца — это «чрезвычайно ценный фонд», который кураторы музея не обязаны выставлять. Этот пункт отдельно прописан в контракте, подписанном Цайцем и V&A Waterfront.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+