18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петербург как дух и текст

№56
Материал из газеты

В своей книге "Феноменология архитектуры Петербурга" Александр Степанов выражает образ города в поэзии и спорит с Пушкиным и Ахматовой

Одноименный книге курс лекций Александр Степанов, петербургский искусствовед, автор двухтомника по искусству Возрождения, выпущенного в «Новой истории искусства» издательства «Азбука» в 2009 году, дважды прочел на факультете свободных искусств и наук СПбГУ.

«Феноменология архитектуры Петербурга» — текст, написанный профессионалом. Степанов окончил Ленинградский инженерно-строительный институт и многие годы проработал в советских проектных учреждениях: в НИИ проектирования и градостроительства, а затем в НИПИ Генплана. Он был одним из первых, кто применил контент-анализ для определения значимости архитектурно-художественных компонентов исторической городской среды.

Это поэтический текст: по Степанову, выраженный в поэзии образ города наиболее важен для восприятия Петербурга. На одном книжном развороте могут подряд идти Бенедиктов, Надсон, Поликсена Соловьева, Пушкин, а затем снова мало кому известный Арсений Голенищев-Кутузов. Разновременностью и разностильностью такое соседство напоминает фронт петербургской застройки. Автор ближе всего к Пушкину и Ахматовой, а в примечаниях внутри одной из глав он вступает с ними в убедительный спор о направлении взгляда Евгения в «Медном всаднике», помещая домик Параши не на Голодае, а между Шкиперским протоком и Большим проспектом Васильевского острова.

Это полемически заряженный текст: автор пишет о «барочной матрице», лежащей в основе Петербурга. «Европейские принципы регулирования планировки, превращенные у нас в средство манифестации самодержавных амбиций и внедряемые в жизнь с безотказным чиновничьим усердием, привели к результату, превосходящему размахом самые эффектные барочные опыты европейского градостроительства». Отдельная часть книги названа «Амплуа» и посвящена тому, как (а главное, какими глазами) смотреть на город.

Если подобрать этой поэтической книге визуальный аналог, то им могут стать не сделанные самим автором фотографии на шмуцтитулах, но снимки петербургского фотографа Александра Петросяна. На них Петербург, благодаря мощной фототехнике, показан с непредставимых для глаза обыкновенного наблюдателя точек. Петербургские панорамы выглядят распластанными и включают разом весь город. «Все четыре первостихии действуют вместе в грандиозном спектакле центра Петербурга: вода, воздух, земля и явленный золотом шпиля огонь, как луч небесный». 

Степанов А. Феноменология архитектуры Петербурга. СПб.: Арка, 2016. 396 с.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+