The Art Newspaper Russia
Поиск

Работникам арт- индустрии

Четвертого апреля в московском Центральном выставочном зале «Манеж» состоится церемония вручения первой ежегодной Премии газеты The Art Newspaper Russia. В России существует масса художественных премий, но редакции показалось, что чего-то не хватает. Наша премия придумана, чтобы отметить успехи арт-индустрии в целом — от музеев до рынка, от реставраторов до галеристов.

Чтобы понять, для чего мы затеяли историю с премией, нужно вернуться в середину 1990-х, когда цвет художественного сообщества ежегодно собирался в Третьяковской галерее на Крымском Валу на выставку с длинным названием Выставка номинантов Государственной премии в области архитектуры, литературы и искусства. В самом выигрышном положении там были художники: им отводилось достаточно места для миниперсоналок, а такая выставка в главном музее национального искусства уже бонус в карьере. Архитекторы, реставраторы, просветители и прочие деятели «неизобразительного» искусства жались по углам, представленные исключительно документацией своих свершений.

Тогда эта премия была единственной. И в Государственной премии в ту эпоху больших перемен была интрига: удастся ли либералам разбавить плотные ряды официозных мастеров бывшими подпольщиками, звездами андерграунда? Надежды на это довольно быстро развеялись: из ряда номинированных несколько раз на премию «неофициалов» получить ее удалось только Франциско Инфантэ, остальных по советской еще инерции «прокатывали». Тогда не дали лауреата даже Илье Кабакову, чье ом году собираются отмечать чуть ли не на государственном уровне, с выставкой в Эрмитаже!

Но скоро у «государыни» появились альтернативы. Все большие творческие цеха завели свои профессиональные награды: театральные деятели — «Золотую маску», киношники — «Нику», литераторы — «Русский букер». Отставали только художники. Некоторые, впрочем, попадали в анналы независимой премии «Триумф», долгие годы державшей благодаря щедрости ныне опального лондонского олигарха марку самого светского из подобных событий.

К середине 2000-х возникло сразу несколько премий специально для художников, инициированных критиками и галеристами («Черный квадрат», выросший из ярмарки «Арт Москва», «Мастер», вручавшийся по «ковровому» опросу критиков и арт-журналистов), но все они постепенно сошли на нет. Выжили только не требующие больших организационных усилий и расходов, такие как, например, бескорыстный «Соратник» (приз — $101 и футболка), где художники (голосует 101 человек) выбирают художников. Многим стало понятно, что премия, претендующая на резонанс не только в кругу друзей-товарищей, — дело хлопотное и затратное.

Его взвалил на себя Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), учредивший Всероссийский конкурс в области современного искусства «Инновация». Помимо традиционных наград лучшим художникам, эта премия имеет и такие номинации, как «Куратор», «Проект» (имеется в виду выставка), «Региональный проект» и «За поддержку» (меценатам). Буквально через год после старта «Инновация» получила неожиданного конкурента в лице Премии Кандинского, учрежденной как раз меценатом, Шалвой Бреусом, точнее, его фондом «Артхроника». Последние годы художественное сообщество наблюдает соревнование этих двух премий-конкурсов, оттачивающих свои процедуры выбора и расширяющих круг участников, но часто имеющих одних и тех же героев в экспертных советах, жюри и лауреатах. Не забудем и соседа, украинца Виктора Пинчука, придумавшего глобальный приз для молодых художников. Своей премией обзавелся и Санкт-Петербург: вдова авангардного музыканта Сергея Курехина учредила совместно с городом приз его имени, вручаемый за произведения синетических жанров, на стыке музыки и визуального искусства. Не дремлют и поклонники традиционной живописи: недавно своей щедростью всех ошеломил губернатор Ульяновской области, назначивший самый большой в мире премиальный фонд для художников-реалистов в честь своего земляка Аркадия Пластова. И все же при всем разнообразии российских художественных наград ни одна из них не рассматривает художественный процесс в его целостности, как, если угодно,  индустрию, или систему, включающую в себя не только художников и критиков, но и реставраторов, академических ученых, коллекционеров, музеи, частные галереи и аукционные дома. Именно эту совокупность усилий в разных сферах художественной деятельности и призвана отметить ежегодная премия The Art Newspaper Russia. Вот, например, в кино уже давно награждают успешных продюсеров, а наше арт-сообщество до сих пор как будто стесняется публично признавать значение художественного рынка и важность его здоровья для всей арт-индустрии.

Основатели влиятельных арт-фондов, если им намекнуть, что они своими покупками формируют не только будущие музейные коллекции, но и спрос на нынешнем рынке, немедленно открестятся: «Что вы, мы же некоммерческие!» А галеристы (или коллекционеры), из своего кармана субсидирующие многие музейные выставки, сжав зубы и помалкивая (они же коммерческие!), наблюдают, как лавры за них достаются музейщикам. А если речь идет не просто о покупке одной работы или коллекции, но об инвестициях в целую художественную ярмарку? Можно ли в таком случае не замечать этих героев? Нам кажется, что нет: уже невозможно недооценивать частные инициативы в сфере искусства. Первыми лауреатами нашей газеты в номинации с оригинальным названием «Личный вклад» стали как раз такие люди, выкупившие и реанимировавшие Венскую художественную ярмарку.

Номинации премии — «Музей года», «Реставрация года», «Выставка года», «Книга года» и упомянутый выше «Личный вклад» («Арт-рынок») привязаны к постоянным разделам нашей газеты. Они совпадают с рубриками в изданиях наших коллег по самой большой в мире международной сети новостей искусства The Art Newspaper (включающей, помимо русского, англо-американское, итальянское, французское, греческое и, с марта, китайское издания). Из того, о чем целый год писала наша газета, для нас важно отметить события, выводящие Россию на мировую арт-сцену и, наоборот, дающие возможность российской публике лучше узнать мировое искусство. Но это не просто передвижение экспонатов — это события, отвечающие такому понятию, как «мировой уровень».

Очевидно, что открытие в Москве Еврейского музея с его феноменальным технологическим оснащением — как раз такой случай. Как и беспрецедентная выставка шедевров Караваджо, ставшая вершиной юбилейного года ГМИИ им. Пушкина и его директора Ирины Антоновой, только благодаря мировому авторитету которой такое стало возможно. Лауреаты нашей премии доказывают, что инновации существуют и в музейном мире, и что реставрация и современное искусство могут быть тесно связаны, как это случилось в Арсенале в Нижнем Новгороде, и что создание истории искусства — это тоже часть охраны культурного наследия.

Приз лауреатам премии The Art Newspaper Russia изготовлен художником Сергеем Шеховцовым.

Просмотры: 1628
Популярные материалы
1
Самый дорогой Малевич снова в продаже
На аукционе Christie’s будет продаваться «Супрематическая композиция» Казимира Малевича, десять лет назад стоившая $60 млн.
13 апреля 2018
2
Шесть тезисов Ильи Кабакова
В Эрмитаже 21 апреля открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Главред TANR Милена Орлова выбрала цитаты художника, виртуозного критика и комментатора собственных работ с ключевыми для его творчества понятиями.
16 апреля 2018
3
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
4
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
5
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
6
Заметки «прелестного мучителя»
Продолжается долгосрочный издательский проект: вышел в свет второй том дневника Константина Сомова. Редактор Павел Голубев настаивает: «В этой публикации нет ни одного умолчания, не сделано ни одной купюры».
13 апреля 2018
7
Анатолий Зверев: больше жизни, больше искусства!
Единственный в России частный музей, посвященный одному художнику — легендарному шестидесятнику Анатолию Звереву, отмечает третий день своего рождения масштабной выставкой «ЗВЕРЕВ-GALA».
16 апреля 2018
8
Научно-реставрационный центр имени И.Э.Грабаря отмечает 100-летие
Мы хотели бы вспомнить некоторые яркие сюжеты из его истории.
13 апреля 2018
9
Центр «Космонавтика и авиация» открылся на ВДНХ
Посвященный космосу музейный комплекс принимает посетителей в отреставрированном павильоне «Космос». В первые дни работы здесь покажут шоу от автора анимации Олимпийских игр в Сочи.
13 апреля 2018
10
Всюду яйца
В Москве заканчивается фестиваль «Пасхальный дар», на смену идет «Московская весна». Редактор TANR Ольга Кабанова удивляется непрерывности праздников.
13 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru