The Art Newspaper Russia
Поиск

Впервые в Москве скульптуры и фотографии Бранкузи

Работы Константина Бранкузи, радикально изменившего язык скульптуры, покажут в Мультимедиа Арт Музее — впервые в России

Выставка Константина Бранкузи (1876–1957), крупнейшего скульптора первой половины XX века, приедет в Мультимедиа Арт Музей из Центра Помпиду и, несомненно, станет одним из самых заметных событий 7-й Московской биеннале. Во-первых, потому что она — первая в России. Во-вторых, речь идет о фигуре, которая радикально изменила язык скульптуры. Все началось в Париже, куда молодой Бранкузи, поучившись в Школе изящных искусств в Бухаресте, добрался в 1904 году (по легенде пешком). Как скульптор к этому времени он уже успел получить признание у себя на родине в Румынии.

И тем не менее, в Париже он решил поучиться в Национальной школе изящных искусств у скульптора-академиста Антонена Мерсье, откуда вскоре ушел, как, впрочем, позже и от своего кумира Огюста Родена, с которым познакомился в 1906 году, и тот пригласил его поработать в своей мастерской. Их сотрудничество длилось около месяца, после чего Бранкузи, уже вполне освоивший уроки Родена в виртуозной работе с бронзой, решил идти своим путем. Крылатой стала его фраза: «Ничего не вырастет толком в тени большого дерева». А ровно через год появляется «Поцелуй» — простой куб, высеченный из известняка, две обнимающиеся фигуры с едва процарапанными волосами и глазами. И это была революция. Бранкузи перешел к непосредственной работе в материале. До этого все скульпторы вплоть до Родена сначала лепили модель в гипсе, затем она отливалась в бронзе.

Еще важнее было радикальное упрощение формы, что случилось не без влияния архаической и африканской скульптуры, которой тогда увлекались многие. Здесь невольно всплывают «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо, появившиеся почти одновременно с «Поцелуем» и ознаменовавшие революцию в живописи. Дальше Бранкузи уже не сворачивает с этого пути, снова и снова возвращаясь к одним и тем же любимым образам-архетипам — «Поцелуй», «Спящая муза», «Птица в пространстве».

Проведя всю жизнь в Париже, Бранкузи не примкнул ни к одному художественному движению и слыл затворником, хотя и дружил с Модильяни, Леже, Анри Руссо, Дюшаном, Тцара.

Выделялся он и своим внешним видом: окладистая борода, простая одежда, — так и оставшись крестьянином из румынской деревушки Хобитца, откуда ушел в 12 лет. Выставляться в Париже в Салоне независимых он начал почти сразу, с 1906 года. И даже за океаном быстро приобрел известность. Пять его скульптур в 1913 году были показаны на легендарно-скандальной «Армори-шоу» в Нью-Йорке.

Но слава мало значила для скульптора, предпочитавшего ей тишину своей мастерской на Монпарнасе, где он выстраивал свои работы в целые композиции. Уже под конец жизни Бранкузи завещал все содержимое своего ателье (200 скульптур и постаментов, более 1,6 тыс. снимков, мебель, инструменты) Франции с одним условием: сохранить все как было.

Такой она и представлена в Центре Помпиду, в пространстве, выстроенном Ренцо Пьяно.

На московскую выставку привезут скульптуры, рисунки и более 150 фотографий Бранкузи. «Зачем писать о моих скульптурах? Почему просто не показать фотографии?» — объяснял Бранкузи свое увлечение. Снимал он свои работы неустанно, с разных углов зрения и расстояния, а учителем в этом деле был его друг Ман Рэй. Помимо фотографий, привезут еще и фильмы, которые Бранкузи снимал в 1920-1930-е. Центр Помпиду приобрел их в 2010 году.

16.09 — 12.11
Мультимедиа Арт Музей — Московский дом фотографии
Просмотры: 36218
Популярные материалы
1
Музеи не хотят становиться «сферой услуг»
Союз музеев России против приравнивания их деятельности к оказанию услуг по организации отдыха и развлечений. Соответствующее заявление — ответ на действующие законы и законодательные инициативы.
21 ноября 2017
2
В Хорватии найдена могила музы Эгона Шиле Валли Нойциль
Место захоронения превратят в памятник юной модели и возлюбленной художника. «Портрет Валли» известен как «австрийская „Мона Лиза“» и в свое время стал причиной длительного судебного разбирательства.
22 ноября 2017
3
Коллекционер Долорес Томас Сильвестре подарила России 58 картин
Основательница испанского Фонда Сурикова передала в Музейный фонд Российской Федерации произведения художников XX века.
23 ноября 2017
4
Александра Шатских: «Половина публики стоит перед „Черным квадратом“ и думает, что ее дурачат»
Куратор выставки «Казимир Малевич. Не только „Черный квадрат“» в павильоне «Рабочий и колхозница» рассказала TANR, где у супрематиста искать импрессионизм и диалог с Рембрандтом.
23 ноября 2017
5
Christie’s объявил о начале предаукционного тура коллекции Рокфеллеров
Торги обещают стать крупнейшим событием в аукционной истории, а выручка будет направлена на поддержку десяти благотворительных организаций.
21 ноября 2017
6
Азиатские коллекционеры сделали кассу Christie’s и Sotheby’s
Завершилась неделя аукционов импрессионизма, модернизма и современного искусства в Нью-Йорке. Вспоминаем самые важные продажи этой серии торгов, помимо рекорда в $450,3 млн за картину Леонардо да Винчи.
21 ноября 2017
7
Первый шедевр Гауди в Барселоне открылся для посетителей
Дом, построенный архитектором по заказу биржевого маклера Мануэля Висенса, открылся после реставрации. Проект профинансировал андоррский банк MoraBanc, который приобрел здание три года назад.
20 ноября 2017
8
Дом Рубенса в Антверпене раскрывает секрет шедевра Тициана из частной коллекции
Несколько веков портрет загадочной молодой женщины и маленькой девочки скрывался под изображением «Святого Тобиаса и ангела», написанным поверх него сразу после смерти художника.
23 ноября 2017
9
Коллекционер Георгий Апазидис: «Зверев был по-библейски незащищенным человеком»
Об Анатолии Звереве и коллекционировании икон с TANR поговорил Георгий Апазидис, сын Димитрия Апазидиса, коллекционера работ Зверева и друга Георгия Костаки.
21 ноября 2017
10
О призраках, рыцарях, театре и политике
О новой выставке в музее-заповеднике «Царицыно», посвященной «готическому вкусу» и императору Павлу I, рассказал ее куратор Сергей Хачатуров.
20 ноября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru