The Art Newspaper Russia
Поиск

Великий импрессионист оказался выдающимся коллекционером

Клод Моне покупал картины друзей-художников у них самих, их маршанов и наследников

Мало кто знает, что Клод Моне (1840–1926) был еще и азартным коллекционером. Но эту часть жизни он скрывал от посторонних глаз. В его доме в Живерни на виду были лишь японские гравюры. Картины же, которыми он дорожил и на которые не жалел денег, висели в его спальне. «Просто я эгоист, и моя коллекция предназначена исключительно для меня и нескольких друзей», — говорил художник. Информацию о коллекции кураторам пришлось собирать по крупицам, и история эта сродни детективной. Единственная инвентарная опись, составленная нотариусом после смерти художника, сгорела вместе с архивами нормандской коммуны Лез-Андели в 1940 году. А единственный наследник, старший сын Мишель Моне, получивший после смерти отца искусства и имущества на сумму не менее 5 млн франков, распродал все, что представляло ценность. Картины Камиля Коро, Огюста Ренуара, Поля Сезанна разошлись еще до Второй мировой и на годы вперед оплатили ему затратное увлечение африканским сафари. А все, что осталось: картины самого Моне и небольшие портреты отца и матери кисти Ренуара, — бездетный сын передал Музею Мармоттана.

Отправной точкой коллекции считается портрет-шарж Моне (1859–1861) Шарля Мари Луйе. Они учились вместе в Гавре и по молодости зарабатывали карикатурами. Он стал первым в собрании портретов Моне.

С 1859 по 1889 год коллекция пополнялась главным образом за счет подарков. Пока он начинающий художник, а вместе с женой Камиллой они красивая пара. Их пишут и им дарят. Рассказывают, что как-то вечером Ренуар заскочил в Аржантёй к своему доброму приятелю Клоду, а там в саду Камилла играла с сыном — и он не удержался, взял краски и кисти друга, набросал их портрет и подарил хозяину дома («Мадам Моне с сыном», 1874). И это едва ли не единственная вещь Ренуара, за которую Моне не заплатил ни франка. Начиная с 1890-х у Моне появляются серьезные американские покупатели, его картины быстро растут в цене — и он приобретет как минимум пять важных работ своего друга. За «Мечеть. Арабский праздник» (1881) выложил не менее 10 тыс. франков парижским маршанам! Моне часто видели на предаукционных выставках в Париже, но никогда в зале на торгах: покупки он передоверял.

Поль Сезанн еще один любимый художник уже состоявшегося Моне-коллекционера. Есть история о том, как он выудил Сезанна у «папаши Мартена» — маршана, торговавшего импрессионистами. За свой пейзаж Моне хотел 100 франков, но у Мартена было только 50, и недостающее покрыл один Сезанн. Самой же знаменитой картиной Сезанна у Моне был «Негр Сципион».

Обменивался Моне и с Огюстом Роденом. Своему другу он подарил пейзаж Бель-Иля, а тот ему — бронзу «Молодая мать в пещере».

Но большая часть собрания — приобретения. Начиная с 1900 года картины художнику поставляли такие зубры арт-рынка, как Поль Дюран-Рюэль и Амбруаз Воллар.

Так, благодаря Дюран-Рюэлю он выкупил несколько портретов детей его второй супруги. Ее первый муж, некогда успешный коммерсант и коллекционер Эрне Ошеде, заказывал портреты их шестерых детей самым модным художникам, но в итоге продал коллекцию за долги. Моне задался целью вернуть хотя бы часть своих работ из этого числа. На парижскую выставку из Национального музея европейского искусства в Токио приедет «Мальчик в цветах» (1876) — портрет пасынка художника, Жака Ошеде.


Музей Мармоттан-Моне
Моне-коллекционер
14 сентября – 14 января 2018

Материалы по теме
Просмотры: 6694
Популярные материалы
1
Художницы и их портреты кисти мужей
Чем автопортрет женщины отличается от ее изображения, созданного мужем?
05 марта 2021
2
Замужем за метафизикой
Раису Гуревич-Кальца, известного специалиста по древнеримской скульптуре, можно узнать на многих картинах Джорджо де Кирико, хотя сам художник вычеркнул русскую жену из своей биографии.
03 марта 2021
3
Как будто хозяин вышел за хлебом: Музей архитектуры готов к реставрации дома Мельникова
Цветовые решения, примененные архитектором Константином Мельниковым при создании своего дома, шедевра авангарда, постараются восстановить.
05 марта 2021
4
Глазами поколения Y: какое оно, искусство тридцатилетних?
Выставка «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» в Русском музее построена исключительно на работах петербургских художников.
04 марта 2021
5
Как полюбить окраины и продолжать быть эстетом
Издание «На районе» впервые — на примере Москвы и Вены — формулирует тему спальных кварталов как одну из центральных в современной культуре.
05 марта 2021
6
Первый приз Zverev Art Prize составит 1 млн рублей
Музей AZ учредил конкурс в честь юбилея Анатолия Зверева.
03 марта 2021
7
Павильон России в Венеции зазеленеет
К открытию XVII Архитектурной биеннале в мае исторический выставочный павильон будет реконструирован. И это далеко не впервые. Рассказываем, какие трансформации здание пережило за свой век.
02 марта 2021
8
В Никола-Ленивце ударят искусством по коронавирусу
В роли объекта, который по уже 20-летней традиции сожгут на Масленицу в арт-парке, выступает замок корона-людоеда.
03 марта 2021
9
Репортаж из Самары: передовой отряд у станка
В Самаре открылся выставочный диптих, посвященный возникновению нового реализма 1920–1930-х годов. О проектах галереи «Виктория» и Третьяковки в Самаре, а также запуске конструктивистской фабрики-кухни, где расположится филиал, — в нашем репортаже.
04 марта 2021
10
Свежий номер: огонь, вода и стихия чувств Билла Виолы, как музеи зарабатывают на кино, Марианна Сардарова о коллекции и новом здании фонда Ruarts
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев мартовского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
05 марта 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru