18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

1960-е в Риме

В Московском музее современного искусства открылась первая в России ретроспектива яркой представительницы поп-арта, итальянской художницы Джозетты Фиорони

Джозетта Фиорони (р. 1932) — живой классик. Она заявила о себе в 1960-е в Риме. В ту пору молодые интеллектуалы, поэты и художники группировались вокруг теперь уже легендарной галереи Tartaruga. Ее владелец Плинио Де Мартис был личностью выдающейся, первым в Италии выставил у себя Виллема де Кунинга, Роберта Раушенберга, открыл Сая Твомбли, собрал вокруг себя талантливую молодежь. Среди художников галереи, которых считают представителями итальянского поп-арта (Марио Скифано, Тано Феста, Франко Анджели), была и единственная женщина — Джозетта Фиорони, примкнувшая к группе после возвращения из Парижа, где она, окончив Академию художеств в Риме, провела четыре года, с 1959-го по 1963-й.

Вернулась она уже с наработанным багажом: писала полуабстракции в духе модного тогда парижского информеля, но главное, пересмотрела множество черно-белых фильмов, которые и навели ее на мысль писать серебряной краской монохромные картины, главными персонажами которых стали женщины. Именно эта «серебряная» серия, начатая в 1963 году, и стала ее фирменным знаком.

Первая персональная выставка художницы состоялась в Tartaruga в начале 1960-х, а на Венецианской биеннале 1964-го, вошедшей в историю триумфом американского поп-арта, Фиорони выступила в составе группы своих единомышленников, итальянских поп-артистов, получившей название La Piazza del Popolo — по римской площади, где они собирались. Правда, верной последовательницей американского поп-арта Фиорони, как и ее друзей, считать можно было с натяжкой. Они ведь были итальянцами, за которыми стояло великое классическое прошлое, и европейцами — не меньше, чем искусство, их интересовали современные философия и литература.

Отсюда и их дружба с литературной группой «63» (названной по году создания), куда среди прочих входили Умберто Эко и писатель Гоффредо Паризе, ставший мужем художницы. И оттуда же, из литературы, — появляющиеся в ее картинах слова и тексты, и даже идеи для работ. Так в 1970-е под впечатлением от «Морфологии волшебной сказки» Владимира Проппа появилась серия рисунков тушью «Лесные духи». «Поп-арт, конечно, повлиял на многих из нас. Мне очень нравился Энди Уорхол. Однако сейчас я понимаю, что у нас с ним мало общего. Его образы — всегда символы, знаки, меня же интересует женский мир в его сентиментальном ракурсе», — признавалась позже художница.

О «женском» и перформанс «Оптический шпионаж» (La Spia Ottica) Фиерони, проведенный в 1968 году в Tartaruga, где через замочную скважину можно было наблюдать за молодой женщиной в ее спальне. Его недавно показали в Нью-Йорке на фестивале Frieze и покажут на московской выставке, помимо 50 классических работ 1960-х Фиорони, которые привезут из разных итальянских собраний.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+