The Art Newspaper Russia
Поиск

1960-е в Риме

В Московском музее современного искусства открылась первая в России ретроспектива яркой представительницы поп-арта, итальянской художницы Джозетты Фиорони

Джозетта Фиорони (р. 1932) — живой классик. Она заявила о себе в 1960-е в Риме. В ту пору молодые интеллектуалы, поэты и художники группировались вокруг теперь уже легендарной галереи Tartaruga. Ее владелец Плинио Де Мартис был личностью выдающейся, первым в Италии выставил у себя Виллема де Кунинга, Роберта Раушенберга, открыл Сая Твомбли, собрал вокруг себя талантливую молодежь. Среди художников галереи, которых считают представителями итальянского поп-арта (Марио Скифано, Тано Феста, Франко Анджели), была и единственная женщина — Джозетта Фиорони, примкнувшая к группе после возвращения из Парижа, где она, окончив Академию художеств в Риме, провела четыре года, с 1959-го по 1963-й.

Вернулась она уже с наработанным багажом: писала полуабстракции в духе модного тогда парижского информеля, но главное, пересмотрела множество черно-белых фильмов, которые и навели ее на мысль писать серебряной краской монохромные картины, главными персонажами которых стали женщины. Именно эта «серебряная» серия, начатая в 1963 году, и стала ее фирменным знаком.

Первая персональная выставка художницы состоялась в Tartaruga в начале 1960-х, а на Венецианской биеннале 1964-го, вошедшей в историю триумфом американского поп-арта, Фиорони выступила в составе группы своих единомышленников, итальянских поп-артистов, получившей название La Piazza del Popolo — по римской площади, где они собирались. Правда, верной последовательницей американского поп-арта Фиорони, как и ее друзей, считать можно было с натяжкой. Они ведь были итальянцами, за которыми стояло великое классическое прошлое, и европейцами — не меньше, чем искусство, их интересовали современные философия и литература.

Отсюда и их дружба с литературной группой «63» (названной по году создания), куда среди прочих входили Умберто Эко и писатель Гоффредо Паризе, ставший мужем художницы. И оттуда же, из литературы, — появляющиеся в ее картинах слова и тексты, и даже идеи для работ. Так в 1970-е под впечатлением от «Морфологии волшебной сказки» Владимира Проппа появилась серия рисунков тушью «Лесные духи». «Поп-арт, конечно, повлиял на многих из нас. Мне очень нравился Энди Уорхол. Однако сейчас я понимаю, что у нас с ним мало общего. Его образы — всегда символы, знаки, меня же интересует женский мир в его сентиментальном ракурсе», — признавалась позже художница.

О «женском» и перформанс «Оптический шпионаж» (La Spia Ottica) Фиерони, проведенный в 1968 году в Tartaruga, где через замочную скважину можно было наблюдать за молодой женщиной в ее спальне. Его недавно показали в Нью-Йорке на фестивале Frieze и покажут на московской выставке, помимо 50 классических работ 1960-х Фиорони, которые привезут из разных итальянских собраний.

06.09 — 22.10
Московский музей современного искусства (ММСИ)
Просмотры: 1225
Популярные материалы
1
Поможем друг другу
Директор Третьяковки Зельфира Трегулова — о том, зачем программа лояльности «Друг Третьяковской галереи» нужна не только посетителям, но и самому музею.
15 сентября 2017
2
Картину Василия Кандинского привезут в Москву на один день
Топ-лот ноябрьского аукциона импрессионизма и модернизма Christie's покажут в фонде IN ARTIBUS.
15 сентября 2017
3
От Караваджо до Жерома
В лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа завершили работу над «Юношей с лютней» Караваджо. Удалены все позднейшие записи и правки, кроме существенной детали картины — струн на лютне.
19 сентября 2017
4
Принуждение к технологиям
В здании Новой Третьяковки на Крымском Валу открылся основной проект 7-й Московской биеннале современного искусства. «Заоблачные леса» — это аккуратное, вежливое высказывание на ряд общих тем, но откровением выставка не стала, считает наш обозреватель Мария Семендяева.
19 сентября 2017
5
Ахмад Киаростами: «Мой отец умел превращать придуманное в подлинное»
На фестивале The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL показали «24 кадра» — один из самых интересных фильмов года. Это последняя работа великого иранского режиссера Аббаса Киаростами, которую завершил его сын Ахмад.
19 сентября 2017
6
Джульетт Бингхэм: «Выставка Кабаковых улучшает мир и дает нам шанс на надежду»
Куратор выставки Ильи и Эмилии Кабаковых в Тейт Модерн «В будущее возьмут не всех» рассказала о подготовке ретроспективы, которая откроется 18 октября в Лондоне.
18 сентября 2017
7
От дома — к музею
Первый директор музея в доме Мельникова представил первые итоги исследовательской работы. Меняют ли они наш взгляд на этот архитектурный шедевр?
15 сентября 2017
8
Вена опять выстреливает современным искусством
Венская ярмарка современного искусства viennacontemporary известна своей благосклонностью к галереям-дебютанткам и начинающим художникам. На этот раз в центре внимания окажутся послевоенное венгерское искусство и молодые австрийские художники.
18 сентября 2017
9
Как Калашников завоевал мир искусства
Сегодня, в День оружейника, в Москве торжественно открыли памятник Михаилу Калашникову, выполненный скульптором Салаватом Щербаковым. TANR вспоминает, кого из художников и дизайнеров вдохновило созданное конструктором оружие.
19 сентября 2017
10
Кевин Спейси сыграет Жана Пола Гетти
Фильм будет посвящен трагической истории похищения внука знаменитого миллиардера и филантропа.
19 сентября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru