18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шершавым языком и тонкой кистью: 100 революционных плакатов

Русский музей показывает работы 30 художников-агитаторов

Сто плакатов из собрания Русского музея, созданных 30 художниками с 1917 по 1924 годы, — свидетели фантастической, несмотря на хаос и разруху, активности агитационной машины первых лет революции. Музей на основе своей коллекции впервые попытался систематизировать этот «массив данных», выделить основные сюжеты, показать малоизвестные произведения.

Ведущие мастера революционного плаката Дмитрий Моор, Виктор Дени, Александр Апсит использовали приемы русского лубка для сатирических сюжетов, авангарда — для изображения событий, требующих от зрителя активного действия, экспрессионизма — когда возникала необходимость вызвать сильные эмоции.

Главный хит выставки — знаменитый плакат «Tы записался добровольцем?» — создан Моором в 1920 году. Совсем из другого регистра его плакат «Помоги» про голод 1921 года, изображающий отчаявшегося крестьянина и засохший сломанный колосок. Третья ипостась Моора — сатирическая, наработанная им еще в дореволюционных журналах. «Советская репка» — комикс про воина-репку, побеждающего всех врагов революции, которые хотели вырвать его из родной земли. В этом ряду неожиданно смотрится авангардистский плакат «Tоржественное обещание при вступлении в РККА», где воин держит знамя, закрывающее половину солнца.

Так же контрастны плакаты Виктора Дени. С одной стороны, лубочные «Антанта под маской мира» и «Капитал» с непременным пузаном-империалистом в цилиндре, с другой — экспрессивный «Каждый удар молота — удар по врагу!».

Отдельная глава в истории революционного плаката — издания «Окон РОСТА». Петроградское отделение возглавлял Владимир Козлинский. В начале 1920-х он руководил гравюрной мастерской бывшей Академии художеств.

В Петрограде была издана 1 тыс. плакатов, которые подписывались эстетски «Петербург — РОСТА». Сам Козлинский отметился выразительными плакатами «Кулак революции раздавит кулака деревни» и «Несмотря на трехлетние усилия врагов всего мира, революция идет гигантскими шагами». Шаги настолько большие, что «в кадр» попали только ноги и туловище пролетария.

Замечательны супрематические плакаты Владимира Лебедева: «Частушки» о борьбе с дезертирами и «Работать надо. Винтовка — рядом». Первоначально текст был примирительным: «В руки — пилу, в землю — штык», но Владимир Маяковский, приехавший в тот момент в Петроград, придумал лучший вариант. В 1922 году под председательством мэтра архитектуры Федора Шехтеля состоялся конкурс на плакат для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923). Победили Иван Лебедев и Сергей Ридман. На их плакате человек, напоминающий библейских персонажей Наталии Гончаровой, взвалил на плечи настолько огромный сноп зерна, что вынужден опереться одним коленом на вывеску с названием выставки. Изображение демонстрации работниц на плакате Александра Самохвалова «Да здравствует ленинизм!» 1924 года можно считать неоклассикой. За исключением небольшой детали: они шагают по земному шару.

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+